Газета ВШНИ №19 - page 4

4
В 2013 году исполнилось 100 лет
со дня основания Богородской артели, с учреждением которой
связано развитие и становление промысла.
Свой 100-летний юбилей отмечает в эти дни и Богородский художественно-промышленный
техникум, ставший не так давно одним из филиалов Высшей школы народных искусств.
№ 19 январь 2014
Балаевы, Барашковы, Бардёнковы, Стуловы, Бобловкины, Зинины, Максимовы, Ерошкины…
1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-
промышленным училищем, а затем – художественно-промышленным техникумом.
Сейчас Богородский художественно-промышленный техникум является
филиалом Высшей школы народных искусств и, по сути, единственной
формой передачи богородского мастерства. Здесь работают мастера-
энтузиасты, посвятившие не один десяток лет преподаванию резьбы. В 2010
и 2011 годах техникум был признан победителем в конкурсе "100 лучших
средних профессиональных учебных заведений России". В своих работах
студенты следуют традициям, сложившимся веками, впитывают лучшее из
лучшего. И в помощь им не только замечательные наставники, но и музеи
техникума и богородской фабрики, где собраны удивительные игрушки всех
поколений резчиков.
Первое здание училища
Большую благодарность за активное творческое участие в подготовке материалов выражаем преподавателю
Богородского филиала ВШНИ
Н.В.Пенушкиной
Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла
можно в Богородском художественно-промышленном техникуме, ныне Богородском филиале ВШНИ
Богородское - небольшое село, упомянутое впервые в 1491-м году, раскинулось на высоком берегу реки Кунья,
неподалёку от Сергиева Посада. Оно вошло в историю, благодаря исключительному таланту его жителей, которым
удалось создать и сохранить уникальный народный промысел. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под
влиянием Троице-Сергиева монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел
Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели
символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом
могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали
плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по
обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали
делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка»,
«Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.
Медведь с мужиком у наковальни сегодня украшают герб поселения. Говорят, "кузнецов" и "секачей на колесах" дарил
Петр I своему сыну, царевичу Алексею.
Любой воспитанник детского сада в Богородском знает легенду о деревянной куколке
"Ауке", с которой будто бы и повелось игрушечное дело. Сейчас богородская игрушка
покорила сердца людей по всему миру. Она занимает достойное место в музеях и
присутствует практически в каждом сувенирном магазине. Богородские игрушки добрые,
забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика,
и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои
богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать
планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь
деревянные планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в
стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его
спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу.
А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке.
При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица
качает колыбельку,
стирает бельё, может даже гладить утюгом
.
Качать и кружить, тянуть и
толкать, раздвигать и сдвигать — эти универсальные элементы подвижных механических
игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев.
Развитие богородского промысла неразрывно связано с именем
Николая Дмитриевича Бартрама - талантливого художника, всей душой
любившего русское народное творчество. С 1904 года он работал
художником в Московском губернском земстве и являлся
художественным руководителем земского кустарного музея. При
участии Бартрама в Богородском была создана художественная школа,
по-тогдашнему, "учебная мастерская с инструкторским классом для
резчиков-игрушечников".
По
воспоминаниям
А.Я.
Чушкина,
знаменитого мастера, стоявшего у истоков создания учебного заведения,
где до сих пор применяется его методика обучения мастерству
богородской резьбы: «…мастерская открылась не в 1913 году, как
предлагали, а в 1914 году в январе числа 12 или 14…»
Незадолго до этого в Богородском была организована артель, которая
воспитала не одно
поколение выдающихся резчиков по дереву:
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook