Я
пришла
на
работу
в
Дом
моделей
в
тот
год
,
когда
Советский
Союз
впервые
выехал
за
рубеж
,
в
Англию
,
на
Фестиваль моды
.
В
то
время
в
Доме моделей
работали
такие
манекенщицы
,
как
Регина
Збарская
,
Мила
Романовская
.
Это
были
,
конечно
,
звезды
в
мире
моды
.
Вот
на
них
мы
и
делали
коллекцию
.
Были
очень
интересные модели
.
Открывало
показ
платье
из
красного
сукна
с широкими
рукавами
,
на
голове
у
манекенщицы
платочек
,
поверх
-
боярская
шапочка
,
соболем
отделанная
Я
расшивала
кокетку
этого
платья
золотом
,
серебром
,
жемчугом
.
И
это
тоже
все
было
опушено
мехом
.
Потрясающе
красиво
!
После
школы
я
сразу
попала
в
мир
высокой моды
.
Профессиональная моя
деятельность
душу мне
грела
.
Я
уходила из
дома и
отключалась
от
всего
,
не думала ни
о
чем
,
кроме
работы
.
И
потом
-
творческая
деятельность
все
время
заставляет
совершенствоваться
.
Постоянно
что
-
то
новое
приобретается
.
А
ведь
нам
не
просто
было
в
то
время
творчески
себя
реализовывать
.
Иногда
задуманное
сложно
было
воплотить
в
жизнь
из
-
за
каких
-
то
чисто
технических
проблем
.
Это
сейчас
:
пошел
в
магазин
,
купил
и
нитки
,
и
ткани
,
какие
душе
угодно
.
Любого
цвета
подберешь
.
А
в
пору
моей
молодости
трудно
было
найти
мулине
нужного
оттенка
.
И
мы
сами
подкрашивали
нитки
.
Были
такие
красители
прибалтийские
,
похожие на шампунь
.
После
работы
в
Доме
моделей
меня
пригласили
заниматься
программированием
вышивки
на
автоматах
в
лаборатории
вышивки
и
кружева
Научно
-
исследовательского
института
художественной
промышленности
(
НИИХП
).
Работать
здесь
было
очень
интересно
,
но
пришлось
уйти
из
-
за
того
,
что
частыми
были
длительные
командировки
,
иногда
по
месяцу
.
Создавали
мы
какой
-
то
новый
рисунок
,
и
надо
было
ехать
в
разные
точки Советского Союза
внедрять
его
,
а
у меня
к
этому
времени
уже
подрастали
две
дочери
.
Пришлось
перейти
на
работу
в
Центральную
опытно
-
техническую
швейную
лабораторию
(
ЦОТШЛ
).
Находилась
эта
лаборатория
в
ведении Министерства
бытового
обслуживания
населения
РСФСР
и
занималась
подготовкой
материалов
для
предприятий
,
занимающихся
индивидуальным
пошивом
.
Здесь
разрабатывались
образцы
и
централизованно
рассылались
на
предприятия
службы
быта
,
то
есть
в
Дома
Моды
,
ателье
и
швейный
мастерские
.
И
уже
не
мы
ездили
внедрять
новые
разработки
,
а
мастера
приезжали
к
нам
на
семинары
учиться
.
Правда
,
раз
в
году
у
нас
были
творческие
командировки
.
Благодаря
чему
удалось
во
многих
местах
побывать
.
Особенно
впечатлили Прибалтика
и
Средняя Азия
.
Среднюю
Азию
мы
посетили
в
восьмидесятые
годы
.
Жилось
здесь
местным
людям
не
просто
.
Но
какие
же
там
изумительные
по
красоте
места
!
Мы
летели
на
самолете
и
любовались
горами
внизу
.
А
города
-
Хива
,
Самарканд
.
Какая
там
архитектура
!
Впечатления
остались
на
всю
жизнь
.
К
этому
времени
я
была
уже
опытной
вышивальщицей
,
художественные
руководители
настолько
были
во
мне
уверены
,
настолько
доверяли
,
что
даже
не
надо
было
ничего
утверждать
.
Обстоятельства
сложились
так
,
что
в
90-
е
годы
мне
пришлось
уехать жить
в
деревню
в Калужскую
область
.
С
работы
отпускать
не
хотели
.
И
тогда
мы
нашли
компромиссное
решение
.
Я
брала
работу
с
собой
:
увозила
в
деревню
крой
,
там
месяц
вышивала
на
свой
страх
и
риск
,
потом
привозила
готовую
работу
,
получала
зарплату
и
снова
уезжала
.
Вспоминаю
такой
случай
.
Делали
мы
для
выставки
на
ВДНХ
вещи
.
У
меня
была
белая
блуза
из
крепдешина
,
белой
гладью
вся
грудь
расшита
и
рукава
.
Я
,
как
обычно
,
взяла
крой
,
вышила
и
отдала
мастерам
шить
.
И
когда
мы
приехали
на
выставку
,
я
увидела
на манекене
свою
блузу
и
с
ужасом
поняла
,
что
сшили
наизнанку
.
Никто
даже
и
не
заметил
разницы
между
лицевой
и
изнаночной
сторонами
.
Без
ложной
скромности
с
гордостью
могу
сказать
:
это
,
конечно
,
показатель
высокого мастерства
.
За
свою
работу по
итогам
выставки
я получила
серебряную медаль
.
Что
хочется
пожелать
сегодняшним
студентам
?
Старайтесь
не
останавливаться
в
своем
развитии
.
Постоянно
нужно
чем
-
то
подпитываться
:
и
знаниями
,
и
впечатлениями
.
Сейчас
вам
школа
много
дает
,
предыдущие
выпускники
какие
-
то
интересные
наработки
оставили
.
Но
свои
идеи
тоже
должны
появляться
.
Как
они
рождаются
?
Мне
повезло
,
везде
,
где
я
работала
,
специалисты
были
очень
хорошие
,
и
мы
,
молодые
,
все
время
прислушивались
к
тому
,
что
нам
советовали
.
Даже
,
бывало
,
просто
смотришь
какой
-
нибудь
журнал
и
для
себя
замечаешь
,
как
сочетаются
цвета
,
находишь
какой
-
нибудь
интересный
мотив
,
потом
в
вышивке
все
это
используешь
.
Нужно
много
видеть
,
ходить
по
выставкам
,
наблюдать
за
природой
-
все
впечатления
в
свою
творческую
копилку
складывать
,
для
работы
непременно
пригодятся
.
В
наше
время
приходилось
много
придумывать
самим
,
потому
что
негде
было
информацию
получить
.
Глянцевые
журналы
,
например
"Vogue",
мы
получали
через министерство
,
их
отпускали на
определенное
время
,
и
в
каждой
лаборатории
было
расписание
,
кто
за
кем
эти
журналы
смотрит
.
Там
можно
было
познакомиться
с
новинками
в
мире
моды
.
И
вот
что
я
заметила
,
бывало
,
создашь
какую
-
то
модель
,
нарисуешь
,
выполнишь
.
Потом
приходит
новый журнал
,
а
в нем не
точно
такая же
,
но
те же
приемы
,
техники
.
Меня
сначала
это
очень
поражало
.
А
потом
мы
обсудили
и
решили
,
что
откуда
-
то
свыше
эта
общая
информация
к
нам
,
людям
творческим
,
попадает
.
Я
имела
возможность
еще
раз
в
этом
убедиться
.
Когда
ушла
на
пенсию
,
жила
какое
-
то
время
в
деревне
.
И
,
конечно
,
мое
вечное
стремление
к
творчеству
не
позволило
мне
оставить
там
все
так
,
как
было
до
меня
.
Покажут
по
телевизору
зарубежные
деревенские
домишки
,
как
все
вокруг
них
аккуратненько
,
цветники
,
газончики
.
А
в
нашей
российской
глубинке
совсем
не
так
.
Если
есть
возле
дома
какой
-
нибудь
палисадничек
маленький
,
так
уже
хорошо
.
А
то
и
этой
малости
не
найдешь
.
Нам
повезло
,
что
домик
наш
стоит
на
возвышении
.
Я
сформировала
участок
в
виде
ярусов
.
Еще
сделала
японский
сад
.
В
деревне
очень
много
камней
повсюду
.
Копаешь
землю
,
и
то и дело на них натыкаешься
.
Я
чисто
интуитивно
выложила
из
камней
некий
рисунок
.
Не
делала
четких
форм
для
цветников
.
Дочка
заметила
,
как
я
вышивала
различные
узоры
,
так
их
и
на
земле
повторила
:
завитушки
всевозможные
.
А
потом
ко
мне
попала
в
руки
книга
«
Фэн
-
шуй
»,
и
,
что
удивительно
,
там
мои
творческие
интуитивные
изыскания
с
эстетической
и
философской
позиции
обоснованы
.
Я
считаю
,
что
у
меня
очень
удачно
сложилась
творческая
жизнь
.
За
все
время
–
начиная
с
того
момента
,
как
только
первый
раз
в
этой школе
села
за пяльцы
,
и
кончая
последней
работой
,
ни
разу
не
было
разочарования
,
все
задуманное
удавалось
.
Наверное
,
потому
,
что
занималась
любимым
делом
.
Моя младшая
внучка Лиза
,
к моей
радости
,
рано
проявила
интерес
к
рисованию
.
Сейчас
она
занимается
на
подготовительном
отделении
в
Московском
филиале
ВШНИ
.
Надеюсь
,
что
пойдет
по
бабушкиным
стопам
,
тоже
будет
художником
декоративно
-
прикладного
искусства
,
сумеет
реализовать
себя
в
творческой
профессии
.
По
крайней мере
,
я искренне
ей
этого желаю
.
Звезды Дома моделей: Мила Романовская и Регина Збарская в
костюмах, выполненных художниками и мастерами Дома моделей
5
№ 32 февраль 2015