Маки
,
маки
,
красные
маки
…
Сколько
ассоциаций
вызывают
эти
красивейшие
цветы
в
нашей
памяти
.
В
разные
времена
у
различных
народов
этот
простой
и
в
то же
время
роскошный
цветок
был
многогранным
символом
.
По
одному
из
поверий
,
красные
маки
,
расцветающие
по
весне
в
степях
, -
это
капли
крови
солдат
,
не
вернувшихся
с
войны
.
И
тогда
эти
цветы
становятся
символом
памяти
и
печали
.
Но
в
то
же
время
они
являются
и
олицетворением
счастья
и
вечной
любви
.
В
давние
времена
на
Руси
эти
цветы
вплетались
в
венки
,
которыми
украшали
головы
молодоженов
,
что
обозначало
надежду на
их
крепкий
союз
и
пожелание
в
дальнейшем иметь
столько
деток
в
семье
(
а
скорее
–
в
роду
),
сколько
в
маковой
коробочке
семян
.
А
как
красиво
,
как
завораживающе
выглядит
поле
цветущих
маков
!
Это
море
чудных
цветов
,
ярких
,
как
огненные
языки
пламени
,
доходящих
до
нежно
-
розовых
,
бледно
-
лиловых
,
снежно
-
белых
оттенков
.
Можно
смотреть
на
это
чудо
,
растущее
в
долинах
предгорий
России
,
до
бесконечности
.
И
,
кажется
,
что
каждый
цветок
дышит
,
живет
,
смеется
.
Набежит
игривый
ветерок
,
цветы
взволнуются
,
словно
волны
,
бегущие
по
морю
.
Глаз
не
оторвать
от
этой незабываемой
красоты
.
Цветы
мака
издревле
вдохновляли
художников
.
Довольно
часто
маки
встречаются и
в произведениях русского
декоративного
искусства
.
Еще
в
дореволюционное
время
–
время
высшего
развития
декоративного
искусства
в
стилистике
русского
модерна
–
этот
цветок
можно
было
увидеть
практически
повсюду
:
в
резьбе
и
набойке
,
в
расписных
платках
,
шалях
и
шарфах
,
в
росписях
интерьеров
деревенских
изб
,
подносов
,
поставцов
и
всевозможной
утвари
,
окружающей
человека
того
времени
.
В
русском
прикладном
искусстве
цветы
мака
с
листьями
,
бутонами
,
в
букетах
с
белыми
ромашками
дарят
такую
красоту
и
радость
,
которую
трудно
забыть
.
В
нашем
институте
на
кафедре
рос
-
писи
ткани
мак
является
частым
гостем
в
сложных
расписных
композициях
,
да
и
на
кафедре
художественной
росписи
по
металлу
его
любят
изображать
перво
-
курсники
на
подносах
,
он
,
как
никакой
другой
,
подходит
под
маховую
роспись
в
изображении
цветов
в
стиле
московского
письма
.
А
вот
и
еще
маки
.
Из
нашей
«
лабо
-
ратории
»
масляной
живописи
.
Здесь
не
-
давно
родился
натюрморт
,
посвященный
красным макам
.
Написала
этот натюрморт
с
цветами
наша
«
давнишняя
студентка
»
Татьяна
Афанасьевна
Черненко
,
которая
,
по
ее
словам
,
у
кого
только
из
наших
педагогов
не
получала
знания
в
области
живописи
за
время
,
в
течение
которого
она
посещает
курсы
живописи
для
взрослых
,
организованные
в
ИТПИ
.
Сейчас
руководить
её
дальнейшей
творческой
жизнью
выпало
мне
.
Как
красиво
маки
украшают
натюрморт
,
выполненный
Татьяной
Афанасьевной
!
Словно
лучик
света
проник
в
мастерскую
и
осветил
живопись
.
Свечение
везде
–
в
цветах
и
кувшинах
,
в
плодах
и
драпировках
.
Картина
радует
душу
,
искрясь
всеми цветами
радуги
.
Г
.
В
.
Цветков
,
преподаватель ИТПИ
–
Московского
филиала ВШНИ
,
член Союза художников народного
искусства
Живым огнём алеют маки
Заметки художника-педагога
7
№ 87 февраль 2020
тителем
директора
по
учебной
и
воспитательной
работе
,
доцентом
кафедры
,
членом
Союза
художников
России
,
ведущим
художником
по
художественной
вышивке
Мстёры
Ириной Игоревной Юдиной
.
Хотелось
бы
отметить
,
что
обмен
опытом
и
«
секретами
»
мастерства
по
художественной
вышивке
между
коллегами
нашего
сетевого
вуза
в
подобной
форме
проходил
впервые
.
Это
стало
незабываемым
опытом
общения
,
как
для
нас
,
так
и
для
наших
гостей
.
Надеемся
на
дальнейшее
тесное
сотрудничество
и
живые
дискуссии
с
преподавателями
кафедр
ВШНИ
и
филиалов
.
Только
постоянный
обмен
опытом
и
идеями
мастеров
традиционного
прикладного
искусства
может
повлиять
на
развитие
каждого
промысла
.
Мстёрский
институт
надеется
в
дальнейшем
продолжить
подобную
практику
и
в
свою
очередь
почерпнуть
важные
аспекты
мастерства
для
развития
искусства Мстёры
.
Ю
.
И
.
Уколова
,
директор МИЛМЖ ВШНИ
Делимся опытом и мастерством
Также
во
время
семи
-
нара
-
практикума
велось
активное
обсуждение
принципов
построения
и
особенностей
компо
-
зиционного
решения
художественных
изделий
в
техниках
владимир
-
ского шва
и
белой
глади
.
Обсуждение
проходило
в
форме
дискуссий
,
кото
-
рые
проводились
замес
-
ского
института
,
проанализировано
собрание
по
художественной
вышивке
Мстёрского
художественного
музея
.
В
рамках
семинара
-
практикума
был
прове
-
ден
двухдневный
мастер
-
класс
по
худо
-
жественной
вышивке
в
технике
«
Влади
-
мирский
верхошов
»,
на
котором
нашим
коллегам
предлагалось
выполнить
слож
-
ный
образец
традиционной
вышивки
Мстёры
.
Мастер
-
класс
проводила
член
Союза
художников
России
,
преподава
-
тель
кафедры
художественно
-
исполни
-
тельской
и
проектной
деятельности
МИЛМЖ
ВШНИ
Галина
Гавриловна
Дьякова
.
С
29
по
30
января
в
стенах
Мстёр
-
ского
института
лаковой
миниатюрной
живописи
прошел
двухдневный
семинар
-
практикум
«
Мстёрская
художественная
вышивка
»,
на
который
к
нам
приехали
педагоги
и
заведующие
кафедрами
Высшей
школы
народных
искусств
,
Института
традиционного
прикладного
искусства
–
Московского
филиала
ВШНИ
,
Рязанского
и Холуйского филиа
-
лов
.
В
течение
двух
дней
наши
коллеги
погружались
в
атмосферу
Мстёрского
искусства
художественной
вышивки
.
Была
проделана
большая
исследователь
-
ская
работа
по изучению фондов Мстёр
-
Семинар-практикум
В Мстёре
Участники
семинара