5
№ 13август 2013
НатальюКултышеву
заинтересовал
сюжет
летней
ярмарки
в Мстёре
.
Всего
в
год
в Мстёре проходили
4
ярмарки
– 6
января
–
Крещенская
, 23
июня
-
Владимирская
, 29
июля
-
Петропавловская
и
12
ноября
-
Иоанновская
.
Ярмарки
–
это
не
только
торги
,
но
и место
встречи
и
общения
людей
,
веселья
,
развлечений
,
народных
гуляний
.
В
одном месте можно
купить
всё
то
,
что
душа пожелает
.
Построение
композиции
трехплановое
.
Основная
сцена
сюжета расположена
в центральной
части
.
Идет
бойкая
,
оживленная
торговля
у
палатки
с
тканями
.
В
соседних
палатках
торгуют
сушеной
и
вяленой
рыбой
,
напитками
-
чаем
и
сбитнем
,
книгами
и
литографскими
картинками
.
Центральное
пятно
поддерживают
изображения
группы
зевак
и
обывателей
,
вездесущей
детворы
.
На
дальнем
плане
-
сельский
пейзаж
,
в
котором
легко
угадывается Мстера
.
Цветовое
решение
традиционно
:
передний
план
выдержан
в
теплых
охристых
тонах
,
средний
-
слегка
приглушен
,
третий
–
холодный
,
в
зеленовато
-
голубых
оттенках
.
Такое
четкое
деление
на
три
плана
не
дает
большой
глубины
,
а
изображает
лишь
условное
декоративное
пространство
.
Задачу
-
передать
настроение
людей
,
праздник
-
автору
удалось
решить
.
В
работе
наглядно
виден
хороший
уровень
исполнительского
мастерства
.
Теоретическая
часть
дипломной
работы
написана
на
высоком
уровне
.
ЕвгенияРоманенкова
за
основу
изделия
из
папье
-
маше
выбрала
современную
вещь
-
настольный
органайзер
,
предназначенный
для
хранения
документов
.
Изящный
по
форме
он
подходит
для
решения
композиции
.
Автор
взяла
тему
«
Полоскание
в
четверг
на
сырной
седмице
»
-
морозная
зима
,
молодые
девушки
полощут
на
реке Мстёрке
в
проруби
бельё
,
щеголяют
друг
перед
другом
своими
нарядами
,
да
и
работой
.
На
дальнем
плане
виднеется
ансамбль мстёрских монастырей
.
Холодный
голубовато
-
фиолетоватый
снег
дает
возможность
хорошему
прочтению
девичьих
фигур
.
В
одежде
преобладают
охристые
,
английско
-
коричневые
,
зелёные
,
киноварные
цвета
,
с
различными
оттенками
.
Интересные
детали
,
такие
,
как
:
расписные
санки
,
корзины
с
бельем
,
изящные
женские
сапожки
-
обогащают
работу
.
Е
.
Романенкова
сумела
грамотно
применить
в
росписи
миниатюры
цветные
плави
-
по
холодному
тону
идут
теплыевыплавки
,
по
теплому
-
холодные
.
Сочетание
в орнаменте
золота
с
серебром придает изделию
гармоничную
законченность
.
АлександраСкребкова
написала
шкатулку
«
Масленица
».
Тему
троек
и
масленичных
гуляний
в
мстёрской
лаковой
миниатюре
решали
художники
Л
.
Г
.
Зуйков
,
П
.
И
.
Сосин
,
В
.
Е
.
Старкова
,
Ю
.
М
.
Ваванови
др
.
Последняя
суббота
перед
Масленицей
называлась
на
Руси
широкой
.
Дома
у
каждого
к
масленице
варилась
брага
,
зеленое
вино
,
пеклись
блины
,
пряженцы
,
сладкие
пирожки
.
В
Масленицу
зажиточные
мстеряне
нарядные
выезжали
на
лошадях
,
подвязав
глухари
-
бубенцы
,
оповещающие
хозяев
,
чтобы
встречали
гостей
.
Больше
всего
внимания
и
почестей
на Масленицу
оказывалось
молодоженам
.
Традиции
требовали
,
чтобы
именно
они
нарядные
выезжали
на
люди
в
расписных
санях
.
Наносили
визиты
всем
,
кто
гулял
у
них
на
свадьбе
.
Автор
взяла
за
основу
сюжета
праздник Масленицы
,
существовавший
в Мстёре
в
XIX
века
.
Все
студентки
сумели
грамотно
изложить
суть
своих
тем
,
доказать
,
что
именно
такая форма
изделия
подходит
для
решения
данной
темы
.
А
формы
были
разные
-
это
и
декоративные
тарелки
,
шкатулки
,
панно
,
органайзер
.
Не
терялись
в
своих
ответах
на
задаваемые
членами
комиссиивопросы
.
Хотелось
бы
отметить
,
что
Валерия
Юрьевна
Борисова
провела
огромную
работу по подготовке
студентов
к дипломным работам
:
во
-
первых
-
это
правильный выбор
тематики
.
Ведь
2013
год
является юбилейным
-
И
.
А
.
Голышеву
27
июня
2013
г
исполнилось
175
лет
со
Дня
рождения
.
Он
внес
неоценимый
вклад
своей
книгой
«
Богоявленская
слобода
Мстёра
»
для
изучения
сведений
о
Мстере
XIX
века
,
истории
села
,
быта
,
иконописания
.
Во
-
вторых
-
грамотное
построение
композиций
,
индивидуальность
и
непосредственность
в
разработке
цветовых решений
.
В миниатюрах чувствуется
дух
соприкосновения
с
эпохой
XIX
века
.
Хороший
уровень исполнительского
мастерства
был
отмечен
всеми
членами
комиссии
.
Поэтому
неслучайно
комиссия
оценила
семь
дипломных
проектов
и
написания миниатюр на
«
отлично
»
и
одну работу на
«
хорошо
».
Проректор
ВШНИ
О
.
П
.
Рыбникова
в
заключении
отметила
,
что
дипломные
работы
по
отношению
к
уровню
предыдущего
года
порадовали
,
само
исполнительское
мастерство
возросло
,
композиции
интересны
,
темы
неординарны
.
Ольга Петровна
предложила
всем
выпускницам
продолжить
своё
обучение
дальше
в ВШНИ
и
получить
высшее
образование
,
поблагодарила
завуча
по
учебно
-
воспитательной
работе
И
.
И
.
Юдину
за
хорошую
четкую
подготовку
и
организацию
защиты
дипломных
работ
.
Директор Мстёрского
филиала
ВШНИ
Полина
Вадимовна
Гусева
выразила
благодарность
всем
членам
комиссии
,
выделив
педагогов
В
.
Ю
.
Борисову
,
Н
.
И
.
Струнину
,
И
.
И
.
Юдину
.
Заслуженный
художник
РФ
В
.
Ф
.
Некосов
подчеркнул
,
что
действительно
порадовало
и
исполнительское
мастерство
,
и
тематика Мстёры
–
поэтому
-
то
и
миниатюры
все
оказались
очень
родными для
сердца и
согрели душу
.
Подводя
итог
,
хотелось
бы
еще
раз
подчеркнуть
,
что
педагог
В
.
Ю
.
Борисова
подходит
к
своей
работе
творчески
и
неординарно
.
Небезразличие
к
творческому процессу работы
дипломного
,
выпускного
курса и
есть
та основа
,
без
которой не
может
быть интереса
студента
стать настоящим художником
.
Т
.
Е
.
Коткова
,
искусствовед
,
член ВТОО СХ России
,
зав
.
отделом по научно
-
исследовательской
и
выставочной
работе
Мстёрского
художественного музея
.
Тема
«
Рыбный
базар
в
разлив
на
реке Мстёрке
»
НатальиДощинской
-
редкая
,
она
дала
автору
возможность
пофантазировать
. «
Из
заречья
по
субботам
приставало
в
разлив
к
мстёрской
пристани
до
пятидесяти
ботников
с
рыбой
».
Ботники
выстраивали
в
два
ряда
,
чтобы
посередине
был
ход
для
покупателей
.
Рыбу
продавали
разных
размеров
и
сортов
.
Щук
покупали
для
икры
,
плотву
,
окуня
,
леща
,
язя
–
для
копчения
.
Композиционная
схема
разработана
грамотно
.
Движение
развертывается
по
кругу
.
Центром
является
рыба
огромных
размеров
,
лежащая
на
деревянном
помосте
.
А
вокруг
разбиты
на
группы
торговцы
и
покупатели
.
Базар
кипит
,
волнуется
,
живет
своей
жизнью
.
Колористическое
решение построено на
звучных
контрастных
тонах
.
Весеннее половодьепередано
передано
автором
безукоризненно
точно
.
Хороший
уровень
исполнительского
мастерства
виден
наглядно
.
Удивляет
хорошее
владение
линией
,
что
помогает
передать
и
движение
фигур
,
и
жесты
.
Развевающиеся
на
ветру
женские
платки
усиливают
динамику движения
.
Рыба написана
автором
очень
легко
,
колоритно
.