Активизация
самостоятельной познавательной
деятельности
студентов в вузе
Педагогический
опыт
В
концепции
модернизации
российского
образования
были
определены
основные
задачи
профессионального
образования
- «
подготовка
квалифицированного
работника
соответствующего
уровня
и
профиля
,
конкурентоспособного
на
рынке
труда
,
компетентного
,
ответственного
,
свободно
владеющего
своей профессией и
ориентированного
в
смежных
областях
деятельности
,
способного
к
эффективной
работе
по
специальности
на
уровне
мировых
стандартов
,
готового
к
постоянному
профессиональному
росту
,
социальной
и
профессиональной мобильности
;
удовлетворение
потребностей
личности
в
получении
соответствующего образования
».
Решение
этих
задач
невозможно
без
повышения
роли
самостоятельной
работы
студентов
над
учебным
материалом
,
усиления
ответственности
преподавателей
за
развитие
навыков
самостоятельной
работы
,
за
стимулирование
профессионального роста
студентов
,
воспитание их
творческой
активности и инициативы
.
Увеличение
доли
самостоятельной
работы
студентов
требует
соответствующей
реорганизации
учебного
процесса
,
модернизации
учебно
-
методической
документации
,
разработки
новых
дидактических
подходов
для
глубокого
самостоятельного
освоения
учебного материала
.
В
связи
с
этим
возрастает
ответственность
преподавателей
при
планировании
учебно
-
методической
работы
.
Организация
самостоятельной работы
студентов при проведении
различных
видов
учебных
занятий предполагает
:
-
переработку
учебных
планов
и
программ
в
рамках
существующих
государственных
образовательных
стандартов
с
целью
увеличения
доли
самостоятельной
работы
студента
над
изучаемым
материалом
,
включение
тем
,
выносимых
для
самостоятельного
изучения
,
в
том
числе
и
с
помощью
компьютерных
методических
средств
.
При
этом
должна
учитываться
обеспеченность
тем
и
разделов
учебной
литературой
и
ее
доступность
для
всех
студентов
.
Рекомендуемая
аудиторная
нагрузка
на младших
курсах
- 23-25
часов
в неделю
,
на
старших
- 18-20
часов
;
-
оптимизацию
методов
обучения
,
внедрение
в
учебный
процесс
новых
технологий
обучения
,
повышающих
производительность
труда
преподавателя
,
активное
использование
информационных
технологий
,
позволяющих
студенту
в
удобное для него
время
осваивать
учебный материал
;
-
совершенствование
системы
текущего
контроля
работы
студентов
,
введение
балльно
-
рейтинговой
системы
и
широкое
внедрение
компьютеризированного
тестирования
;
-
совершенствование
методики
проведения
практик
и
научно
-
исследовательской
работы
студентов
,
поскольку
именно
эти
виды
учебной
работы
студентов
в первую
очередь
готовят их
к
самостоятельному наполнению профессиональных
задач
;
-
модернизацию
системы
курсового
и
дипломного
проектирования
,
которая
должна
повышать
роль
студента
в
подборе
материала
,
поиске
путей
решения
задач
и
не
должна
приводить
к
значительному
увеличению
их
количества
(
не
более
двух
курсовых проектов
в
семестр
).
Ввиду важности проблемы и
с
учетом
вышеизложенного необходимо
решить
ряд
задач
:
1.
Увеличить
часы
самостоятельной
работы
студентов
,
и
определить
формы
и
методы
реорганизации
учебного
процесса
с
сокращенной долей
аудиторных
занятий и повышением
качества образовательного процесса
.
2.
Разработать инструктивные материалы
для
профессорско
-
преподавательского
состава
,
регламентирующие
учебный
процесс
в
вузе
и
ориентирующие
преподавательский
корпус
на методические
и
организационные
решения
,
усиливающие
роль
и
значение
самостоятельной
работы
студентов
.
3.
При
переизбрании
преподавателей
на
следующий
срок
обратить
особое
внимание
на
их
результаты
в
освоении
методик
преподавания
,
ориентированных
в
большей
степени
на
самостоятельную
работу
студентов
,
что
должно
найти
свое
отражение
в учебно
-
методических пособиях
,
изданных преподавателем
в последние
годы
.
Учебный
процесс
в
высшей школе
должен
быть
подчинен
не
столько
задаче
информационного
насыщения
,
сколько
формированию
продуктивного
мышления
,
развитию
интеллектуального
потенциала
личности
,
становлению
способов
логического
анализа
и
всесторонней
обработки
потребляемой
информации
,
творческому
конструированию
.
В
современных
условиях
проблема
организации
самостоятельной
работы
студентов
становится
весьма
актуальной
,
поскольку
доля
аудиторных
занятий
в общем объеме
времени
,
отводимом для изучения
дисциплин
,
уменьшается
.
Говоря
о
значении
самостоятельной
работы
и
самостоятельной
деятельности
студентов
,
и
классики
педагогической
науки
,
и
наши
современники
делают
одни
и
те
же
выводы
,
а
именно
:
никакое
воздействие
извне
,
никакие
наставления
,
приказы
,
убеждения
,
наказания не
заменят
самостоятельную
деятельность и не
сравняться
с ней
.
При
выполнении
самостоятельных
работ
необходимо
использовать
три
группы
приемов
:
мотивационные
;
обучающие
;
стимулирующие
.
К
первой
группе
относятся
:
постановка
целей
учебных
занятий
,
показ
практической
значимости
учебно
-
воспитательной
деятельности
и
результатов
труда
.
Ко
второй
группе
-
напоминание
,
конкретизация
,
постановка
наводящих
вопросов
.
К третьей
группе
-
убеждение
,
одобрение
,
поощрение
.
Применение
на
занятиях
теоретического
и
практического
обучения
трех
групп
приемов
позволяет
наладить
сотрудничество
между
студентом
и
преподавателем
,
создать
условия
,
способствующие
эмоциональному
подъему
на
занятиях
,
воспитанию
воли
,
укреплению
сознательной
дисциплины
.
При
умелом
сочетании
этих
приемов
обеспечивается
качественное
усвоение
учебного материала
,
создается
здоровый
психологический
климат
,
возникает
готовность
и
стремление
трудиться
над
выполнением
задания
,
на
основе
сопереживания
и
участия
преподавателя
в
процессе
учебной
деятельности
,
когда
успехи
студента
воспринимаются преподавателем
как
его
собственные
.
В
обучении
возможно
функционирование
двух
типов
самостоятельных
работ
.
К
первому
относятся
работы
,
направленные
на
выявление
актуального
уровня
развития
обучающегося
и
выполняют
,
в
основном
,
контролирующие
и
воспитательные
функции
.
Ко
второму
относятся
самостоятельные
работы
,
направленные
на
расширение
зоны
ближайшего
развития
обучающихся
.
Подобные
самостоятельные работы
выполняют
развивающие
,
обучающие и
воспитательные функции
.
Методика
организации
самостоятельной
работы
зависит
от
структуры
,
характера
и
особенностей
изучаемой
дисциплины
,
объема
часов
,
отведенных
на
ее
изучение
,
вида
заданий
для
самостоятельной
работы
,
индивидуальных
качеств
студентов и
условий
учебной деятельности
.
Понимание
сущности
самостоятельных
работ
в
зависимости
от
их
функционального
назначения
позволяет
осознанно планировать
и использовать
их
на
занятиях
как
надежное
средство
развития
,
воспитания
и обучения
студентов
.
.
Л
.
А
.
Часовская
,
заместитель
директора по учебно
-
методической
работе Сергиево
-
Посадского филиала ВШНИ
,
кандидат
социологических наук
5
№ 15 октябрь 2013