 
          .
        
        
          .
        
        
          3
        
        
          № 39 октябрь 2015
        
        
          Идут
        
        
          ещё
        
        
          только
        
        
          первые
        
        
          дни
        
        
          нового
        
        
          учебного
        
        
          года
        
        
          ,
        
        
          а
        
        
          перед
        
        
          третьим
        
        
          выпускным
        
        
          курсом СПО
        
        
          уже
        
        
          поставлена
        
        
          серьёзная
        
        
          задача
        
        
          подготовки
        
        
          к
        
        
          диплому
        
        
          .
        
        
          Тематика
        
        
          выпускной
        
        
          работы
        
        
          известна
        
        
          –
        
        
          пейзаж
        
        
          в
        
        
          мстёрской
        
        
          лаковой
        
        
          миниатюрной
        
        
          живописи
        
        
          ,
        
        
          условия
        
        
          выполнения
        
        
          –
        
        
          размеры
        
        
          и
        
        
          тип
        
        
          изделий
        
        
          ,
        
        
          средства
        
        
          и
        
        
          инструменты
        
        
          решения
        
        
          определены
        
        
          .
        
        
          Осталось
        
        
          «
        
        
          всего
        
        
          лишь
        
        
          »
        
        
          найти
        
        
          неизвестное
        
        
          –
        
        
          разработать и
        
        
          выполнить
        
        
          собственное
        
        
          авторское произведение
        
        
          .
        
        
          Пока
        
        
          шло
        
        
          изучение
        
        
          традиционного
        
        
          искусства
        
        
          в
        
        
          рамках
        
        
          повторения
        
        
          уже
        
        
          существующих
        
        
          примеров
        
        
          способами
        
        
          их
        
        
          копирования
        
        
          и
        
        
          варьирования
        
        
          ,
        
        
          всё
        
        
          представлялось
        
        
          более
        
        
          или
        
        
          менее
        
        
          понятным
        
        
          .
        
        
          Но
        
        
          как
        
        
          только
        
        
          потребовалось
        
        
          самостоятельно
        
        
          разработать
        
        
          собственную
        
        
          ,
        
        
          а
        
        
          значить
        
        
          новую
        
        
          ,
        
        
          ещё
        
        
          не
        
        
          существующую
        
        
          пейзажную
        
        
          композицию
        
        
          ,
        
        
          отвечающую
        
        
          всем
        
        
          требованиям
        
        
          традиционности
        
        
          ,
        
        
          то
        
        
          сразу же
        
        
          перед
        
        
          будущими
        
        
          авторами
        
        
          один
        
        
          за
        
        
          другим
        
        
          стали
        
        
          появляться
        
        
          многочисленные
        
        
          и
        
        
          разнообразные
        
        
          недоуменные
        
        
          вопросы
        
        
          .
        
        
          Для
        
        
          того
        
        
          чтобы
        
        
          процесс
        
        
          творчества
        
        
          протекал
        
        
          успешнее
        
        
          ,
        
        
          на
        
        
          педагогическом
        
        
          совете
        
        
          филиала
        
        
          было
        
        
          принято
        
        
          решение
        
        
          подготовить
        
        
          и
        
        
          провести
        
        
          творческую
        
        
          встречу
        
        
          с
        
        
          участием
        
        
          ведущих
        
        
          мастеров
        
        
          промысла
        
        
          ,
        
        
          посвящённую
        
        
          теме
        
        
          пейзажа
        
        
          в
        
        
          изобразительном искусстве Мстёры
        
        
          .
        
        
          В
        
        
          понедельник
        
        
          14
        
        
          сентября
        
        
          в
        
        
          актовом
        
        
          зале
        
        
          филиала
        
        
          собрались
        
        
          студенты
        
        
          СПО и
        
        
          ВО Мстёрского
        
        
          филиала
        
        
          и
        
        
          студенты
        
        
          1
        
        
          курса
        
        
          ВО
        
        
          Федоскина
        
        
          ,
        
        
          приехавшие
        
        
          в
        
        
          Мстёру
        
        
          на
        
        
          совместные
        
        
          занятия
        
        
          по
        
        
          академическому
        
        
          рисунку
        
        
          и
        
        
          живописи
        
        
          ,
        
        
          ведущие
        
        
          мстёрские
        
        
          художники
        
        
          промысла
        
        
          Заслуженные
        
        
          художники
        
        
          России В
        
        
          .
        
        
          Ф
        
        
          .
        
        
          Некосов
        
        
          и В
        
        
          .
        
        
          Н
        
        
          .
        
        
          Молодкин
        
        
          ,
        
        
          В
        
        
          .
        
        
          К
        
        
          .
        
        
          Мошкович
        
        
          ,
        
        
          член СХР
        
        
          ,
        
        
          председатель Мстёрского
        
        
          союза
        
        
          художников А
        
        
          .
        
        
          К
        
        
          .
        
        
          Якимочев
        
        
          ,
        
        
          член СХР В
        
        
          .
        
        
          Л
        
        
          .
        
        
          Боровик
        
        
          –
        
        
          преподаватель
        
        
          общепрофессиональных
        
        
          дисциплин ВШНИ
        
        
          ,
        
        
          преподаватели и
        
        
          сотрудники Мстёрского филиала
        
        
          .
        
        
          Мероприятие
        
        
          на
        
        
          тему
        
        
          «
        
        
          Пейзаж
        
        
          в
        
        
          русском
        
        
          изобразительном
        
        
          искусстве
        
        
          »
        
        
          началось
        
        
          с
        
        
          вступительных
        
        
          слов
        
        
          директора
        
        
          Мстёрского
        
        
          филиала
        
        
          Полины
        
        
          Вадимовны
        
        
          Гусевой
        
        
          ,
        
        
          которыми
        
        
          она
        
        
          настроила
        
        
          студентов
        
        
          на
        
        
          понимание
        
        
          важности
        
        
          проводимой
        
        
          встречи
        
        
          .
        
        
          После
        
        
          этого
        
        
          в
        
        
          качестве
        
        
          введения
        
        
          в
        
        
          тему
        
        
          В
        
        
          .
        
        
          Ю
        
        
          .
        
        
          Борисова
        
        
          провела
        
        
          краткий
        
        
          обзор
        
        
          развития
        
        
          русского
        
        
          пейзажного
        
        
          искусства
        
        
          ,
        
        
          начиная
        
        
          с
        
        
          допетровского
        
        
          и
        
        
          заканчивая
        
        
          современным
        
        
          временем
        
        
          ,
        
        
          с
        
        
          разнообразием
        
        
          его
        
        
          стилей
        
        
          и
        
        
          направлений
        
        
          ,
        
        
          изобразительных
        
        
          возможностей
        
        
          и
        
        
          исполнительских
        
        
          техник
        
        
          .
        
        
          Затем
        
        
          сотрудник
        
        
          Мстёрского
        
        
          художественного
        
        
          музея
        
        
          ,
        
        
          искусствовед
        
        
          Т
        
        
          .
        
        
          Е
        
        
          .
        
        
          Коткова
        
        
          перешла
        
        
          к
        
        
          основной
        
        
          части
        
        
          темы
        
        
          .
        
        
          Используя
        
        
          технологию
        
        
          компьютерной
        
        
          презентации
        
        
          ,
        
        
          она
        
        
          с
        
        
          помощью
        
        
          иллюстративного
        
        
          видеоряда
        
        
          ,
        
        
          опираясь
        
        
          на
        
        
          конкретные
        
        
          примеры
        
        
          ,
        
        
          обстоятельно
        
        
          рассказала
        
        
          о
        
        
          типах
        
        
          и
        
        
          стилистических
        
        
          направлениях
        
        
          пейзажа
        
        
          ,
        
        
          существующих
        
        
          в
        
        
          мстёрской
        
        
          лаковой
        
        
          миниатюрной
        
        
          живописи
        
        
          ;
        
        
          о
        
        
          способах
        
        
          его
        
        
          композиционного
        
        
          построения
        
        
          и
        
        
          колористического
        
        
          решения
        
        
          .
        
        
          Известно
        
        
          ,
        
        
          что
        
        
          мстёрская
        
        
          миниатюра
        
        
          сформировалась
        
        
          и
        
        
          развилась
        
        
          благодаря
        
        
          пейзажу
        
        
          .
        
        
          Он
        
        
          существует
        
        
          в
        
        
          ней
        
        
          и
        
        
          как
        
        
          фоновое
        
        
          пространство
        
        
          ,
        
        
          куда
        
        
          включается
        
        
          сюжетная
        
        
          линия
        
        
          ,
        
        
          и
        
        
          как
        
        
          самостоятельное
        
        
          направление
        
        
          .
        
        
          Некоторые
        
        
          из
        
        
          показанных
        
        
          миниатюр
        
        
          были
        
        
          прокомментированы
        
        
          самими
        
        
          авторами
        
        
          ,
        
        
          что
        
        
          добавило
        
        
          эмоциональности
        
        
          общему
        
        
          настроению
        
        
          и
        
        
          ещё
        
        
          более
        
        
          повысило
        
        
          интерес
        
        
          к
        
        
          рассказу
        
        
          .
        
        
          В
        
        
          конце
        
        
          презентации
        
        
          несколько
        
        
          слов
        
        
          было
        
        
          посвящено
        
        
          пейзажу Федоскина
        
        
          ,
        
        
          Холуя
        
        
          и Палеха
        
        
          .
        
        
          Краткий
        
        
          сравнительный
        
        
          анализ
        
        
          отличительных
        
        
          особенностей
        
        
          искусства
        
        
          всех
        
        
          лаковых
        
        
          центров
        
        
          обобщил
        
        
          и
        
        
          завершил
        
        
          лекционную
        
        
          часть
        
        
          .
        
        
          Само же мероприятие
        
        
          закончилось
        
        
          выступлением А
        
        
          .
        
        
          К
        
        
          .
        
        
          Якимочева
        
        
          .
        
        
          Он представил
        
        
          аудитории и прокомментировал несколько
        
        
          своих
        
        
          этюдов
        
        
          ,
        
        
          сделанных
        
        
          в различные периоды жизни
        
        
          .
        
        
          Ученический
        
        
          этюд
        
        
          показал
        
        
          большие
        
        
          способности
        
        
          студента
        
        
          Анатолия
        
        
          Якимочева
        
        
          и
        
        
          старательный
        
        
          подход
        
        
          к
        
        
          выполнению
        
        
          учебной
        
        
          задачи
        
        
          .
        
        
          Более
        
        
          поздние
        
        
          работы
        
        
          выполнены
        
        
          быстрой
        
        
          живой
        
        
          кистью
        
        
          и
        
        
          демонстрируют
        
        
          зрелое
        
        
          мастерство
        
        
          .
        
        
          Художник
        
        
          убедительно
        
        
          доказал
        
        
          современным
        
        
          студентам
        
        
          необходимость
        
        
          занятий
        
        
          пленэрными
        
        
          зарисовками
        
        
          .
        
        
          Только
        
        
          пристальное
        
        
          наблюдение
        
        
          натуры
        
        
          с
        
        
          кистью
        
        
          и
        
        
          карандашом
        
        
          в
        
        
          руках
        
        
          воспитывает
        
        
          настоящего
        
        
          художника
        
        
          .
        
        
          И
        
        
          миниатюриста
        
        
          ,
        
        
          работающего
        
        
          в
        
        
          условиях
        
        
          декоративной
        
        
          стилизации
        
        
          , –
        
        
          тоже
        
        
          !
        
        
          Все
        
        
          ведущие художники
        
        
          всех промыслов
        
        
          какое
        
        
          -
        
        
          то
        
        
          время
        
        
          обязательно посвящали пленэру
        
        
          .
        
        
          Затем
        
        
          ,
        
        
          по
        
        
          окончании
        
        
          лекционной
        
        
          части
        
        
          ,
        
        
          поблагодарив Т
        
        
          .
        
        
          Е
        
        
          .
        
        
          Коткову
        
        
          ,
        
        
          всех
        
        
          выступавших
        
        
          и
        
        
          слушавших
        
        
          ,
        
        
          Полина Вадимовна
        
        
          пригласила
        
        
          гостей
        
        
          -
        
        
          художников
        
        
          и
        
        
          преподавателей
        
        
          в
        
        
          научную
        
        
          библиотеку
        
        
          на
        
        
          творческий
        
        
          просмотр
        
        
          графических
        
        
          эскизов
        
        
          пейзажных
        
        
          композиций
        
        
          студентов
        
        
          3
        
        
          курса
        
        
          .
        
        
          Просмотр
        
        
          с
        
        
          внимательным
        
        
          аналитическим
        
        
          разбором
        
        
          рисунков
        
        
          прошёл
        
        
          быстро
        
        
          ,
        
        
          но
        
        
          очень
        
        
          эффективно
        
        
          :
        
        
          опытный
        
        
          взгляд мастеров
        
        
          сразу
        
        
          ловил
        
        
          недочёты
        
        
          и
        
        
          ошибки
        
        
          ,
        
        
          на
        
        
          которые
        
        
          указывалось
        
        
          не
        
        
          только
        
        
          словом
        
        
          ,
        
        
          но
        
        
          и
        
        
          карандашом
        
        
          .
        
        
          И
        
        
          ,
        
        
          наконец
        
        
          ,
        
        
          после
        
        
          трудовой
        
        
          части мероприятия
        
        
          взрослое общество перешло
        
        
          к
        
        
          заключительной
        
        
          –
        
        
          чаепитию
        
        
          .
        
        
          Но и
        
        
          за чайным
        
        
          столом
        
        
          продолжились
        
        
          разговоры
        
        
          о
        
        
          творчестве
        
        
          и
        
        
          искусстве
        
        
          .
        
        
          Виталий
        
        
          Львович
        
        
          Боровик
        
        
          отметил
        
        
          большую
        
        
          ценность
        
        
          подобных
        
        
          творческих
        
        
          встреч
        
        
          .
        
        
          Они
        
        
          дают
        
        
          возможность
        
        
          молодому
        
        
          поколению
        
        
          ,
        
        
          что
        
        
          называется
        
        
          ,
        
        
          из
        
        
          первых
        
        
          рук
        
        
          непосредственно
        
        
          от
        
        
          самих
        
        
          мастеров перенять
        
        
          опыт
        
        
          ,
        
        
          получить
        
        
          важные
        
        
          в профессиональном
        
        
          смысле
        
        
          знания
        
        
          и полезные
        
        
          сведения
        
        
          .
        
        
          Ведь
        
        
          даже
        
        
          само
        
        
          общение
        
        
          с живыми
        
        
          классиками
        
        
          ,
        
        
          возможность их
        
        
          лицезреть
        
        
          также
        
        
          является
        
        
          чрезвычайно
        
        
          полезным
        
        
          для
        
        
          нового
        
        
          поколения
        
        
          подрастающих
        
        
          художников
        
        
          .
        
        
          Все дружно
        
        
          согласились
        
        
          с Виталием Львовичем
        
        
          .
        
        
          Не
        
        
          в
        
        
          таком
        
        
          уж
        
        
          отдалённом будущем
        
        
          ,
        
        
          уже
        
        
          сами
        
        
          став маститыми
        
        
          творцами
        
        
          ,
        
        
          теперешние
        
        
          студенты
        
        
          будут
        
        
          говорить
        
        
          следующему
        
        
          поколению
        
        
          молодых
        
        
          : «…
        
        
          а
        
        
          мы
        
        
          видели
        
        
          этих
        
        
          художников
        
        
          ,
        
        
          мы
        
        
          общались
        
        
          с
        
        
          ними
        
        
          ,
        
        
          они
        
        
          говорили нам
        
        
          …».
        
        
          В
        
        
          
            .
          
        
        
          Ю
        
        
          
            .
          
        
        
          Борисова
        
        
          
            ,
          
        
        
          член СХР
        
        
          ,
        
        
          кандидат педагогических наук
        
        
          ,
        
        
          зам
        
        
          .
        
        
          директора по НИР Мстёрского филиала ВШНИ
        
        
          Плодотворная встреча
        
        
          ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ