Газета ВШНИ №73 - page 4

4
№ 73 ноябрь 2018
Первыми
иконописцами
в
Холуе
были
монахи
Троицкого
монастыря
,
принадлежащего
Троице
-
Сергиевой
лавре
,
которые
и
обучали
местных
жителей
.
В
Троице
-
Сергиевой
лавре
будущие
иконописцы
получали
знания
и
умения
,
совершенно
отличные
от
тех
,
которые
они
могли
перенять
у
своих
отцов
и
дедов
в Холуе
.
Обучение
в школе
иеромонаха
Павла
было
направлено
на
раскрепощение
древней
аскетичности
образов
,
композиционную
свободу
и
экспрессию
,
характерную
для
барочного
стиля
.
С
начала
XVIII
века
искусство
ико
-
нописи
в
Холуе
развивалось
довольно
быстро
.
Потребность
в
иконах
росла
с
каждым
годом
.
В
связи
с
этим
в
1809
году
в
селе
Холуй
была
предпринята
первая
попытка
создания
художественного
учебного
заведения
.
Открылось
приходское
училище
в
доме
священника
Тихвинской
церкви
,
но
просуществовало
оно
недолго
,
ввиду
резкого
сокращения
числа обучающихся
.
В
1861
году
было
открыто
Холуйское
Софиинское
училище
,
в
которое
принимали
только
мальчиков
.
Программа
обучения
была
такой
же
,
как
и
в любом
сельском училище
.
В
1868
году
открылось
первое
во
Владимирской
губернии
двухклассное
училище
Министерства
народного
про
-
свещения
.
В
программу
преподавания
вошли
:
закон
Божий
,
русский
язык
,
отечественная
история
,
география
В
современном
образовательном
пространстве
подготовка
художников
традиционного
прикладного
искусства
представляет
собой
уникальное
многоплановое
явление
,
одной
из
важнейших
составных
частей
которого
является
теснейшая
связь
науки
и
практики
в
художественно
-
образовательной
деятельности
учебных
заведений
.
Одним
из
учебных
заведений
,
которое
дает
прекрасные
творческие
результаты
в
области
традиционного
прикладного
искусства
,
является
Холуйский
филиал
лаковой
миниатюрной
живописи
им
.
Н
.
Н
.
Харламова
Высшей
школы
народных
искусств
(
академии
).
В
основу
холуйского
искусства
миниатюрной
живописи
положены
традиции
иконописного
промысла
,
древнерусской
живописи
и
народного
творчества
,
а
также
многое
из
мирового
искусства
.
Рождение
нового
искусства
,
такого
,
как
холуйская
лаковая
миниатюрная
живопись
,
явилось
закономерным процессом
.
В
период
XV-XVII
веков
образова
-
ние
в
народных
художественных
промыслах
было
,
в
основном
,
чисто
семейным
делом
,
а
в
иконописном
деле
семейное
обучение
продолжало
существовать до начала
XX
века
.
Наиболее
талантливые
ученики
Николая
Николаевича
продолжали
свое
обучение
в
Императорской
Академии
художеств
,
в
Казанском
и
Пензенском
художественных
училищах
.
Среди
них
:
С
.
П
.
Тепляков
,
А
.
И
.
Мочалов
,
С
.
Ф
.
Савельев
,
И
.
И
.
Зверев
.
К
числу
учеников
Н
.
Н
.
Харламова
относятся
Д
.
П
.
Баранов
,
И
.
Н
.
Бирев
,
П
.
В
.
Пурецкий
,
А
.
И
.
Новоселов
,
В
.
Г
.
Кучумов и другие
.
Становление Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи
им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академии)
художеств
приехал
профессиональный
художник
К
.
А
.
Солодягин
.
Им
были
выявлены
большие
недостатки
в
преподавании
,
основным
из
которых
явилось
отсутствие
самой
системы
обучения
,
а
также
методической
последовательности
.
На
заседании
Ученого
комитета
Министерства
народного
просвещения
от
15
июня
1882
года
был
представлен
проект
Устава
Холуйской
иконописной
школы
.
На
основании
утвержденного
30
декабря
1883
года
положения
Комитета
министров
об
Уставе
Холуйской
иконописной
школы
17
января
1884
года
вышеназванный
Устав
был
утвержден
Министром
народного
просвещения
.
Так
в
1884
году
в
селе
Холуй открывается иконописная школа
.
С
1892
по
1901
годы
заведующим
Холуйской
иконописной
школой
был
академик
живописи
Николай
Николаевич
Харламов
выпускник
Императорской
Академии
художеств
.
Его
значение
для
искусства
Холуя
переоценить
трудно
,
так
как
он
поднял
его
на
небывалую
высоту
.
Н
.
Н
.
Харламов
расширил
содержание
учебного
плана
.
Кроме
основных
учебных
дисциплин
-
иконописания
,
рисунка
и
живописи
,
были
введены
такие
учебные
дисциплины
,
как
перспектива
,
анатомия
,
иконография
;
налажено
сотрудничество
с
Императорской Академией художеств
.
России
,
арифметика
и
церковное
пение
.
С
августа
1869
года
в
учебный
план
училища
было
введено
рисование
.
На
должность
учителя
рисования
был
принят
уроженец
села
Холуй
Прокопий
Тепляков
.
Большое
внимание
уделялось
преподаванию
рисования
с
применением
иконописных
приёмов
.
В
июле
1870
года
при
двухклассном
училище
Министерства
народного
просвещения
была
открыта
живописная
мастерская
,
но
просуществовала она
лишь два
года
в
связи
с
отъездом
Фортунатова
по
семейным
руководи еля
С
.
П
.
Фортунатова
по
семейным обстоятельствам
.
В
1882
году
Владимирским
Братством
Благоверного
Великого
Князя
Александра
Невского
по
почину
высокопреосвященнейшего
Феогноста
,
бывшего Архиепископа Владимирского
в
селе
Холуй
открылись
рисовальные
классы
.
Из
Санкт
-
Петербурга
по
направлению
Императорской
академии
«Н.Н. Харламов»
Шкатулка,
автор А. Шубина
Н.Н. Харламов
(1863-1935)
«Иконописцы в Холуе»
Дипломная работа,
автор С. Латышева
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook