.
Наш
электронный
адрес
:
№ 4 декабрь 2012
8
Главный редактор Л
.
П
.
Калинина
Технический редактор В
.
В
.
Чесноков
Дольме́
ны
(
от
брет
.
taol maen —
каменный
стол
) —
древние
(
приблизительно
1,5
тысячи
лет
до
н
.
э
.)
мегалитические
сооружения
,
как
правило
,
сложенные
из
четырех
каменных
плит
,
поставленных
на
ребро
,
и
накрытых
пятой
плитой
.
Ориентировка
дольменов
на
местности
различна
,
но
чаще
всего
она
вписывается
в
дугу
восхода
-
захода
.
Это
наблюдение
может
являться
косвенным
подтверждением
предположения
,
что
строители
дольменов
были
солнцепоклонниками
,
позволяет
говорить
о
том
,
что
они
могли
фиксировать и
рассчитывать
движение Солнца
.
Правда
,
у
этой
теории
столько же
сторонников
,
сколько
и
противников
.
Почти
все
исследователи
считают
дольмены
погребальными
сооружениями
.
Во
многих
дольменах
были
найдены
останки
людей
и
животных
с
атрибутами
ритуальных
погребений
.
Однако
захоронения
эти
относятся
к
более
поздней
эпохе
,
нежели
строительство
дольменов
.
Так
что
вопрос
о
возрасте
и
назначении
дольменов
до
сих
пор
остается
открытым
.
Дольменная
культура
угасла
.
Дольмены
больше
не
строили
.
Что произошло
с народом
,
строившим
дольмены
,
неизвестно
.
Прежде
чем
поехать
к
дольменам
,
я
не
стала
читать
о
них
книги
и
статьи
в
интернете
.
Мне
хотелось
взглянуть
на них
своим
собственным
,
не
затуманенным
чужими мнениями
и
теориями
,
взглядом
,
хотелось почувствовать
их
.
Я
посетила
несколько
дольменов
,
стоящих
отдельно
,
и
одну
дольменную
группу
.
Я
заметила
,
что
те
дольмены
,
которые
более
"
обжиты
" (
к
ним
протоптаны
тропы
,
проводятся
экскурсии
,
толпы
туристов
приходят
поглядеть
на
них
),
не
настолько
эмоционально
и
энергетически
емки
,
как
дольмены
«
дикие
»,
стоящие
в
труднодоступных
местах
.
Но
все
они
вызывают
смешанные
чувства
:
что
это
?
зачем
?
как
?
Жарким
солнечным
днем
я
оказалась
на широком
плато
,
со
всех
сторон
окруженном
невысокими
горами
.
По
всей
окрестности
были
рассредоточены
дольмены
,
где
-
то
группами
по
два
-
три
,
где
-
то
поодиночке
.
С
соседних
гор
тоже
кое
-
где
проглядывали
эти
«
домики Солнца
».
На
плато
я
насчитала
около
30
штук
(
некоторые
из
них
целы
,
а
остальные
-
либо
развалены
,
либо
вообще представляют
собой
груду
камней
).
Удивительно
,
что их не
разглядеть
с
первого
взгляда
,
пока
не
поднимешься
на
один
уровень
с
ними
.
Надо
сказать
,
что
каждый
дольмен
,
в
каком
бы
он
состоянии
ни
был
,
несет
свою
особенную
энергетику
,
свое
ощущение
,
свою
эмоцию
.
Достаточно
прикосновения
,
чтобы
почувствовать
эти
оттенки
.
От
одного
-
так
и
веет
таинственностью
,
от
другого
-
простотой
и
легкостью
,
от
третьего
-
воинственностью
,
от
четвертого
-
добротой
.
Странный
калейдоскоп
эмоций
.
Интересно
расположение
дольменов
,
казалось
бы
,
абсолютно
хаотичное
,
но
в
то
же
время
гармоничное
,
будто
бы
тут
они
стояли
вечно
и
уже
слились
с природой
,
стали частью
ее
.
Надо
заметить
,
что
снаружи
блоки потрепаны
временем
,
а
внутри
совсем
гладкие
,
прямые
,
но
швы
не
прямолинейные
,
будто
кто
-
то
взял
и
с
легкостью
скульптора
слепил
эти
каменные
блоки
воедино
.
Почему
строители
дольменов
не
делали
прямолинейных
швов
между
блоками
,
ведь
могли
же
,
внутри
-
то
стены
прямые
и
гладкие
?
Ответ
на
этот
вопрос
пришел
ко
мне
позже
:
быть
может
,
они
намеренно
старались
строить
так
,
чтобы
сооружение
максимально
вписывалось
в
окружающий
ландшафт
,
строили
с
наименьшими
затратами
,
обтесывали
камни
только
там
,
где
это
требовалось
.
А
быть
может
,
у
строителей
было
совсем
другое
восприятие
архитектуры
,
да и
красоты
в широком
смысле
слова
.
Пока
я
бродила
среди
этих
диких
и
разрушенных
дольменов
,
в
голову
сама
собой
пришла моя
собственная
(
хотя
,
тоже
спорно
,
ведь
я не
знаю
,
откуда
она
пришла
)
теория
относительно
предназначения
этих
странных
сооружений
.
Возможно
,
дольмены
-
это
такие
аккумуляторы
человеческих
чувств
и
эмоций
.
Каждый
,
пришедший
к
ним
,
оставляет
частичку
своих
эмоций
,
оставляет
избыток
,
а
некоторые
,
наоборот
,
приходят
,
чтобы
взять
недостающее
.
И
это
непременно
банк
положительной
энергии
,
хотя
,
наверное
, «
банк
» -
неподходящее
слово
,
ведь
у
дольменов
не может быть
кредиторов и
должников
.
Все
безвозмездно
,
в
этом и
гармония
.
Дарья Собко
,
студентка
гр
. 33-
ЮИ
Московского филиала ВШНИ
Фото
автора
Таинственные дольмены
•
Где были
?
Что
видели
?
Электронная версия
газеты
размещена на
сайте МФ ВШНИ
(
ИТПИ
)