6
№ 18 декабрь 2013
Вокруг нас стало очень много, так называемых, «творческих личностей». Сейчас то и дело слышишь: «Я творческий
человек на самом деле, я креативный дизайнер, я художник, музыкант, фотограф, консультант в парфюмерном….» Так и
хочется спросить – люди, что вы творите? Что вы все вообще творите? Куда делись нормальные люди? А если серьезно, мне
хотелось бы поговорить о реальных творцах и о таком интересном народе, как художники. Все вы со мной согласитесь, что
быть творческим человеком, несомненно, круто. Но также имеются и некоторые отрицательные стороны, о которых я тоже
упомяну.
Но прежде всего, отмечу один несомненный плюс. Мне очень нравится, как люди используют фразу, которую я тоже, чего
уж греха таить, употребляю: «Это не бардак. Это творческий БЕСПОРЯДОК! » Здорово, правда? Одна фраза - и куча хлама в
вашей комнате из мусора и дикого хаоса превращается в творчески разложенные в гармоничном порядке комнатные арт -
инсталляции. Если Вы творческий человек, то пользуйтесь этим на сто процентов. А если нет, и вы все-таки решили навестить
логово художника, не удивляйтесь ничему. Вы спокойно можете обнаружить различные предметы в невообразимых местах,
начиная от кисточек, стоящих в стаканчике вместе с зубными щетками, красок, сохнущих на холодильнике, воска,
расплавленного в кастрюле, заканчивая самим художником, с кистями и карандашами в волосах, с прилипшей к ноге палитрой,
руки и лицо вымазаны краской, а также локти, уши, обои…. И если вы все же решитесь, на свой страх и риск, связать свою
жизнь с художником, то запаситесь морем терпения, безграничной любовью и неиссякаемым запасом моюще-чистящих
средств.
Вот вы думаете, что нам, студентам-художникам, легко живется? Например, мой парень-налоговик взял себе ручку,
тетрадку, парочку кодексов под мышку и пошел себе за знаниями. А каково нам? Взял папку, планшет, кисточки, краски,
мольберт, стул, два пакета с едой, ну мало ли что может понадобиться. Оделся, обулся, замотался, закутался, потому что на
улице мороз, дождь и ветер, день чудесный, планшет подмышкой, папка на шее, сумка где-то внизу болтается, и тут ты
понимаешь, что что-то забыл. Сломя голову, обвешанный вещами, как кремлевская елка игрушками, ты бежишь искать нужную
вещь, по пути растеряв часть своей гирлянды. А дальше начинается самое интересное. Наконец, выйдя из дома, ты
отправляешься в путь, но на улице такой ветрище, что не ты несешь папку, а она несет тебя…к знаниям. Мне кажется, что у
студента-художника, вопреки всем законам природы, должно быть три руки. Нет, третья нужна не чтобы рисовать… А чтобы
держать зонтик, когда другие две руки заняты громоздкими вещами. Про общественный транспорт я вообще молчу. Мне
кажется, даже акробаты цирка Дю Солей не в силах выполнить то, что выполняю я, когда в троллейбусе мне нужно достать
проездной, а параллельно звонит телефон, планшет плавно выскальзывает из-под мышки, папка уже болтается под ногами, а
сзади меня настигают люди. Поймите, что студент-художник не желает причинять никому зла и боли… Но иногда приходится.
Если вы видите человека с ватманом, например, лучше не вставайте рядом с ним, знайте, что свой проект он готов защищать
до последнего. Еще не удивляйтесь, если в метро вас пристально разглядывает человек с атрибутами художника. Он всего
лишь разбивает ваше лицо на плоскости, линии, на свет, тон, полутон, рефлекс или пытается мысленно намешать необычный
цвет вашей куртки, или определяет, где ваши вертелы, серединная линия или опорная нога. Пожалуйста, не ругайтесь, даже
если вдруг он попытается вас исподтишка зарисовать. Дело-то житейское.
Мы, творческие люди, разглядываем не только людей, но и весь мир, чуточку по-другому. Там, где мои друзья видят
обычную корягу, я вижу целую вселенную. «Нет, это не просто закат, вы только посмотрите, какие краски! Видите, какие
причудливые тени падают от этих деревьев? Вы только посмотрите, как переплетаются эти ветки на фоне иссиня-черного
неба». Мы видим то, чего не видят другие, а это уже признак ненормальности, верно? Моя бабушка всегда говорит:
«Художники – чокнутые люди». Когда я говорю что-то непонятное ей, она, не вникая, всегда говорит: «Творческие люди, что с
них взять?» Звучит как диагноз и приговор. Да, мы замечаем и придумываем что-то такое, о чем вы даже не задумываетесь. И
тут уже существует обратная реакция. Мы никак не можем понять, КАК это вы не видите, что вон то облако похоже на
танцующего макарену бегемота в пляжной шляпе и лыжах? Странно, его же так отчетливо видно.. НЕ заметили, как рефлексы
от зелени красиво отражаются на бликующей воде? А на что вы тогда вообще смотрели?
Очень сильно расстраивает, что от творческого человека, тем более художника, всегда ждут чего-то гораздо большего,
чем мы можем дать на самом деле. «А нарисуй меня! Как, еще только учишься?! А потом нарисуешь?» А что вы так
удивляетесь? Если я изначально умела бы рисовать все, меня здесь точно не было. Вот именно, что я учусь! Или еще лучше
ситуация: «О! А ты же на художника учишься! Нарисуй за меня то, се !» Почему я не подхожу и не говорю: «О! А ты же на
экономиста учишься, рассчитай за меня экономическую часть диплома». Постоянно слышишь фразы типа: « Ты же художник, у
тебя должно все получаться», «Ты же художник, вот ты и оформи, ты должен знать, как это будет красиво» и так далее. Так вот,
художники никому ничего не должны, и вообще, мы и сами не понимаем, что мы умеем и что знаем.
НЕ пытайтесь подслушать художников. Наш язык – это нечто особенное. Я помню, как-то ехала в троллейбусе из
института и мне позвонил друг. Дело было накануне просмотров, усталость и нервы давали о себе знать, я отвечала, сонно
прикрыв глаза, усталым голосом. Он спрашивает меня, буду ли я свободна во вторник, в день развески работ, и несчастные
пассажиры троллейбуса слышат: «Нет, во вторник я буду вешаться. Да, а потом уже всё». Можно себе представить их реакцию.
Или вот еще случай - я прихожу домой раньше обычного, дверь открывает мой семилетний брат и спрашивает, почему я так
рано. На что я ему честно отвечаю, что я забыла ногу дома и мне нечего делать на рисунке. Он испуганно кидает взгляд мне на
ноги и спрашивает: « Как ногу забыла? Вот же она у тебя…Две».
И напоследок, обращаясь непосредственно уже к самим студентам-художникам, хочу заметить, что мы часто слышим друг
от друга такие фразы, как: «Меня покинуло вдохновение!» или «От меня ушла моя муза»…Ребят, знаете что? Никого
совершенно не волнует, что вас там покинуло и кто от вас ушел. Ваша Муза должна находиться с вами 24 часа в сутки все годы
вашего обучения. А чтобы она не ушла, возьмите ее в плен, привяжите к батарее, заключите с ней контракт, обязуясь потом
отработать на нее. Всю оставшуюся жизнь, например… И творите! Всем творческих успехов!
Анна Мелкумова
,
студентка группы 52 РТ Московского филиала ВШНИ
Монолог о художниках