,
Мстёрская
вышивка
-
традиционный
русский
промысел
,
история
которого
насчитывает
несколько
столетий
.
Его
основу
заложили
в
XVIII
веке
монахини
женского
монастыря
Иоанна Милостивого
,
украшавшие
золотым
и
серебряным
шитьём
предметы
церковного
назначения
.
К
XIX
веку
вышивкой
стала
заниматься
большая
часть
женского
населения
слободы
.
Мастерицам
поступали
заказы
на
украшение
вышивкой
женского и мужского
светского
костюма
.
Вышивка
«
белая
гладь
»
пришла
в
Россию
в
петровские
времена
из
западных
стран
.
В Мстёре
она
приобретает
новое
звучание
.
Эта
вышивка
выполнялась
белым
мулине
в
одну
-
две
нитки
на
тонких
белых
или
светлых
тканях
:
маркизете
,
батисте
,
кисее
,
шелке
,
атласе
.
Узоры
растительного
характера
составлялись
из
цветков
,
бутонов
,
веточек
,
выстроенных
в
полосы
цветочных
гирлянд
с
лентами
и
бантами
или
объединенных
в
букетики
и
веночки
,
свободно
размещенные
на
фоне
.
Основу
вышивки
составляет
плотная
гладь
,
образующая
выпуклый
рельефный
узор
,
дополненный
ажурными
разделками
: «
стебельчатый
корень
», «
стяги
», «
сетки
» «
узелки
» «
мережки
», «
поддувной
»
и
др
.
Применение
такого
разнообразия
технических
приёмов
придавало
мстёрской
«
белой
глади
»
легкость
и
изящество
.
Белой
гладью
вышивали
шали
,
воротники
,
бельё
,
веера
,
салфетки
,
зонтики и
многое
другое
.
Родиной
вышивки
«
владимирский
верхошов
»
считают
Мстёру
.
Основой
для
развития
этой
вышивки
послужили
немногие
дошедшие
до
нас
старинные
образцы
.
В
основном
композиции
состояли
из
крупных
плодов
как
бы
в
разрезе
,
обшитых
по
контуру
косым
стежком
,
внутри
заполненных
различными
счётными
орнаментами
.
Плоды
соединялись
«
древом
»
с
листьями
и
завитками
.
Иногда
вышивались
стилизованные фигуры
людей
,
фантастические
птицы
,
лошадки
в
сказочных
садах
.
Позднее
вышивка
претерпела
некоторые
изменения
,
она
стала
более
нарядной
,
крупные
формы цветов
заполнялись
плотной
красной
гладью
.
Владимирский
шов
-
вышивка
односторонняя
-
стежки
накладываются
с
лица
,
на
изнаночной
стороне
они
только
закрепляются
.
Основной
рисунок
выполнялся
красным
мулине
в
4-6
ниток
,
в
деталях
вводились
синие
,
зелёные и
желтые нитки
.
В
середине
XX
века
в
Мстёре
появился
новый
тип
вышивки
– «
русская
гладь
».
Эта
вышивка
сложилась
на
основе
монастырского
лицевого
и
золотого
шитья
с
его
удивительными
счетными
орнаментами
на
фелонях
,
плащаницах
и
пр
.
Золотая
и
цветная
нить
были
заменены
на
белое
мулине
или
шерсть
кремового
оттенка
.
Техника
исполнения
вышивки
связана
со
структурой
ткани
,
стежки
в
полсантиметра
плотно
прокладываются
в
шахматном
порядке
по
основе
или
утку
лицевой
стороны
холста
,
с
изнаночной
стороны
нить
пунктирно
закрепляется
.
Середины
крупных
цветочных
форм
украшались
счётными
разделками
и
сетками
,
стебли
выполнялись
в
технике
лицевого
шитья
,
прожилки
на
листьях
прокладывались
сверху
стебельчатым
швом
нитками
тёмного
цвета
или
металлической
нитью
.
В
1923
году
в
Мстёре
была
организована
строчевышивальная
артель
художественной
вышивки
имени
Н
.
К
.
Крупской
,
которая
впоследствии
была
преобразована
в
фабрику
.
На
фабрике
работало
около
четырехсот
вышивальщиц
.
В
больших
цехах
рядами
стояли
деревянные
длинные
пяльцы
на
специальных
стойках
с
натянутой
тканью
под
вышивку
.
Также
была
организована
лаборатория
-
творческая
мастерская
,
где
художницы
и
лучшие
вышивальщицы
создавали
опытные
образцы
массового
ассортимента
и
выставочные
изделия
.
4
№ 8 март 2013
Шульпина Т
.
М
.
Панно
«
Кораблик
»,
1960-
е
гг
.
Владимирский шов
В
творчестве Шульпиной
значительное
место
занимают
произведения
,
посвященные
большим
событиям
в
жизни
страны
того
времени
,
например
:
панно
«
Победа
» 1945
г
.,
панно
«
Полёт
к
звёздам
» 1970
г
.,
занавесь
«
С
чего
начинается
родина
» 1970
г
.
Также
успешно
она
воплощала
поэтические
темы
,
например
: «
Увезу
тебя
я
в
тундру
», «
Золушка
»
и
др
.
С
присущей
художнице
неистощимой
фантазией
Шульпина
всегда
вводила
в
традиционные
швы
новые
разделки
,
изобретала
свои
технические
приёмы
,
что
придавало
вышивкам
своеобразие
и
неповторимость
.
Шульпина
создала
в
послевоенные
годы
в
мстёрской
вышивке
новое
направление
.
Художница
с
детской
теплотой
и
непосредственной
образностью
,
народным юмором
иллюстрировала
сказки
,
песни
,
басни
,
помещая фигуры
персонажей
в
россыпь
цветов
и
орнаментов
.
Именно
эта
лубочность
и
самобытность
в
трактовке
образов
и
стала
«
изюминкой
»
этой
уникальной
художницы
,
например
:
панно
«
Танец маленьких
лебедей
»,
простынка
«
Танец
стрекоз
»,
полотенце
«
Три
богатыря
»,
полотенце
«
Сказка
о
рыбаке и
рыбке
», «
Прокати
нас
,
Петруша
,
на
тракторе
..»
и др
.
Самой
знаменитой
мстёрской
художницей
-
вышивальщицей
была Татьяна
Мефодьевна Шульпина
(
Дмитриева
) (1913-1990).
В
2013
году
исполнилось
100
лет
со
дня
рождения
мастерицы
.
Татьяна
Мефодьевна
-
член
Союза
художников СССР
с
1945
года
,
звание
заслуженного
художника
ей
присвоено
в
1974
году
.
Она
родилась
в
Мстёре
в
семье
потомственных
иконописца
и
вышивальщицы
.
В
1928
году
пятнадцатилетней
она
была
принята
в
артель
вышивальщиц
.
Творческой
работой
Шульпина
начала
заниматься
с
1936
года
.
Также
на
протяжении
многих
лет
она
создавала
рисунки
для
массовой
продукции
фабрики
и
25
лет
работала
в
Мстёрской
художественной
профессиональной
школе
-
преподавала
мастерство
мстерской
вышивки
.
Т
.
М
.
Шульпина
не
имела
специального
профессионального
образования
.
Она
неповторимый
рисовальщик
,
настоящий
«
народный
самородок
».
«
УЗОРОВ
ДИВНОЕ
ТВОРЕНЬЕ
…»
Как
уже
сообщалось
в
февральском
номере
нашей
газеты
,
недавно
во
Всероссийском
музее
декоративно
-
прикладного
и
народного
искусства
в
Москве
прошла
ретроспективная
выставка
мстёрского
промысла
:
иконописи
,
лаковой
миниатюрной
живописи
и
вышивки
.
На
выставке
была
представлена
вышивка
30-
х
- 80-
х
годов
прошлого
столетия
.
Шедевры
мстёрских
мастериц
некогда
были
закуплены
музеями
России
.
И
в
рамках
выставки
мы
имели
возможность
видеть
это
великолепие
,
собранное
в
одной
экспозиции
.
1,2,3 5,6,7,8