«
владимирского
шва
».
Именно В
.
Н
.
Носкова
ввела
новый
вид
вышивки
- «
русскую
гладь
»,
ею
украшали
монументальные
вещи
-
занавеси
,
покрывала
,
панно
,
скатерти
и
пр
.
В
своих
произведениях
художница
воспевала
исторические
события
,
жизнь
советских
людей
,
их
мирный
труд
: «
За
высокий
урожай
», «
Орден
Победы
», «
Весна
», «300
лет
воссоединению
России
и
Украины
», «
Сад
владимирский
»
и
др
.
На
выставке
в
Москве
представлены
работы
,
выполненные
в
технике
«
белая
гладь
»:
занавесь
-
панно
«
Великий
преобразователь
»,
панно
«
Союз
нерушимый
»,
панно
«
Салют
Победы
»
и
работы
,
выполненные
в
технике
«
владимирский
верхошов
»:
панно
«
Цвети
,
мой
край
»
и
«
Расцветай
,
земля
колхозная
».
Рисунки
Носковой
–
это
всегда
грамотно
построенная
композиция
с
правильными
пропорциями
и
точным
ритмом
.
В
каждой
работе
читается
настоящий
профессионал
с
большим
эстетическим
вкусом
.
Про
такие
композиции
говорят
: «
не
прибавить
,
не
убавить
»-
всё
на
своём
месте
.
Замыслы
художницы
воплощали
вышивальщицы
-
исполнительницы
,
каждая
со
своим
вкусом
и
со
своим
профессиональным
техническим
«
выколом
»
(
выкол
–
природные
способности
работы
иглой
,
позволяющие
предельно
чётко
выполнять
силуэты
элементов
вышивки
):
В
.
Г
.
Живарева
,
З
.
П
.
Сенькова
,
Е
.
В
.
Зайцева
,
Т
.
В
.
Воронина
и
многие
другие
замечательные
мастерицы
.
Также
много
лет
В
.
Н
.
Носкова
работала
преподавателем
композиции
в
мстёрской
художественной
профессиональной
школе
имени
Ф
.
А
.
Модорова
на
отделении
художественной
вышивки
.
Она
весьма
преуспела
и
в
педагогической
деятельности
:
в
фонде
училища
хранятся
вышивки
студентов
–
замечательные
,
сильные
дипломные
работы
.
выполняли
индивидуальные
заказы
,
вышивали
иконы
.
На
сувенирной
продукции
–
фартуках
,
салфетках
,
полотенцах
-
ручную
вышивку
для
удешевления
сочетали
с
машинной
вышивкой
.
Сегодня
в
мастерской
работает
всего
три
человека
.
Вышивальщицы
увольняются
из
-
за
низкой
оплаты
их
кропотливого
труда
.
Перспектив
восстановления
промысла
нет
,
с
годами
навыки
и
сложные
технологии
исполнения
вышивки
утрачиваются
.
Открытие
выставки
в
музее
на Делегатской
стало
для
Мстёры
большим
событием
,
радостным
и
давно
ожидаемым
.
Экспозиция
вышивки
поразила
техническим
качеством
исполнения
и
художественными
достоинствами
произведений
мстерских
мастериц
.
Но
чувство
восхищения
и
гордости
за
национальное
искусство
быстро
сменилась
грустью
и
досадой
за
утраченный
промысел
!
Как
говорится
в
народе
: «
что имеем
–
не храним
,
потерявши
-
плачем
…».
И
.
И
.
Юдина
,
зам
.
директора Мстёрского филиала Высшей школы народных искусств им
.
Ф
.
А
.
Модорова
,
член Союза художников
РФ по художественной
вышивке
.
Ерофеева
Л
.
А
.
Панно
«
Мир
планете
Земля
», 1984
год
,
Владимирский
шов
Несмотря
на
некоторую
неоднозначность
композиционных
построений
,
рисунки
вышивок
Татьяны
Мефодьевны
всегда
хочется
долго
рассматривать
,
они
любопытны
и
занятны
.
Она
вдохнула
в
свои
произведения
новое
живое
звучание
.
Т
.
М
.
Шульпиной
было
создано
огромное
количество
творческих
работ
.
Теперь
они
экспонируются
в
музеях декоративно
-
прикладного
искусства
России
.
На
выставке
в
Москве
представлены
в
основном
работы
раннего
периода
творчества
– 30-
х
– 50-
х
годов
:
панно
«
Радость
», «
Вперёд
на
Запад
», «
Парашютист
», «
Метро
»,
занавесь
«
Аквариум
»,
дорожка
«
Союз
нерушимый
»
и другие
.
Шульпина Т
.
М
.
Панно
«
Вперёд
,
на Запад
!»
1945
год
,
белая
гладь
Большой
вклад
в
развитие
мстёрской
вышивки
внесла
талантливый
художник
,
педагог
,
член
Союза
художников
СССР
Валентина
Николаевна
Носкова
(1911-1990).
В
2011
году
исполнилось
100
лет
со
дня
рождения
художницы
.
Родилась
Валентина
Николаевна
в
деревне
Недельнинская
Ивановской
области
.
С
детских
лет
она
наблюдала
за
работой
матери
–
вышивальщицы
ивановской
строчки
.
После
шестилетки
она
поступила
учиться
в
профтехшколу
на
вышивальное
отделение
в
Верхнем
Ландехе
.
В
1939
году
В
.
Н
.
Носкова
окончила
Московское
училище
прикладного
искусства
имени
М
.
И
.
Калинина
и
получила
диплом
художника
–
технолога
по
вышивке
.
Затем
она
несколько
лет
работала
художником
по
вышивке
в
Иванове
.
В
.
Н
.
Носкова
приехала
в
Мстёру
в
1942
году
и
через
некоторое
время
была
назначена
главным
художником
на
строчевышивальной
фабрике
имени
Н
.
К
.
Крупской
.
Творческая
лаборатория
под
руководством
Носковой
создала
сотни
рисунков
для
массового
производства
и
выполнила
ряд
уникальных
выставочных
работ
.
Много
сил
,
энергии
и
таланта
отдала
художница
для
развития
и
совершенствования
мстёрской
«
белой
глади
»,
мстёрского
На
мстерской
строчевышивальной
фабрике
имени
Н
.
К
.
Крупской
в
разные
годы
её
существования
работало
немало
замечательных
художниц
–
вышивальщиц
,
например
Н
.
М
.
Коткова
и Л
.
А
.
Ерофеева
.
Их
произведения
тоже
представлены
на
выставке
в
Москве
: «
Птица
счастья
», «
По
древнему
городу
».
В
известные
перестроечные
для
нашей
страны
90-
е
годы
заказов
на
вышивку
не
стало
,
рынки
сбыта
отсутствовали
,
дорогая
трудоёмкая
ручная
вышивка
не
могла
конкурировать
с
валом
машинной
,
дешевой
продукции
китайского
производства
.
В
этот
сложный
период
не
нашлось
заинтересованных
людей
,
чтобы
сохранить
предприятие
.
В
1999
году
фабрика
была
закрыта
.
И
как
следствие
-
в
2004
году
состоялся
последний
выпуск
вышивального
отделения
мстёрского
художественного
училища
.
Архив
фабрики
,
её
уникальный
музей
и
богатые
фонды
творческой
лаборатории
не
были
сохранены
.
Почти
80-
летнюю
историю
мстерской
вышивки
сейчас
можно
видеть
только
в
музеях
.
В
мстерском
училище
сохраняется
фонд
дипломных
работ
вышивального
отделения
.
Национальное
достояние
страны
-
уникальный
старинный
народный
промысел
стал
никому
не
интересен
.
Поддержать
промысел
попытался
местный
предприниматель
–
С
.
Б
.
Сеньков
.
Он
организовал
швейный
цех
с
маленькой
вышивальной
мастерской
,
в
которой
работало
около
десяти
мастериц
.
В
цехе
в основном
шили
постельное
белье
и
украшали
его
вышивкой
,
Носкова
В
.
Н
.
Панно
«
Салют
победы
», 1945
год
,
белая
гладь
№ 8 март 2013
5