Газета ВШНИ №34 - page 2

2
№ 34 апрель 2015
В
том
же
году
на
базе
упразднённой
иконописной
школы
-
мастерской
открываются
мстёрские
художественно
-
промышленные
мастерские
,
где
выполнялись
изделия
по
столярным
,
ювелирным
и
чеканно
-
эмалевым
заказам
,
работы
по
монументальной
декорации
и
художественной
вышивке
.
Ф
.
А
.
Модоров
,
первый
директор
этого
заведения
,
организует
в
мастерских
учебные
отделения
классы
:
вышивальный
,
реставрации
иконописи
,
монументально
-
декорационный
,
столярно
-
резной
,
станковой
живописи
,
чеканно
-
эмалевый
и
общий для
всех
класс
рисунка
,
живописи и
композиции
,
где
преподавались
основы
изобразительной
грамоты
.
В
1919
г
.
открывается
5-
ая
Мстёрская
опытно
-
показательная
школа
-
коммуна
(
семилетка
)
с
художественным
уклоном
,
а
художественно
-
промышленные мастерские
реорганизуются
в
художественно
-
промышленный
техникум
.
Сюда
из
Москвы
и
Ленинграда
были
направлены
для
преподавания
учителя
,
имевшие
высшее
образование
.
Кроме
них
принимали
участие
в
воспитании
и
обучении
детей
лучшие
мстёрские
мастеровые
и
художники
.
Обучение
включало
три
ступени
:
первая
ступень
начальное
образование
,
так
как
многие
дети
были
неграмотными
.
По
два
часа
в
неделю
занимались
рисованием
и
обучением
в
мастерских
:
мальчики
в
столярной
,
девочки
в швейной
и
вышивальной
.
Вторая
ступень
профессионально
-
техническая
школа
,
где
цикл
общеобразовательных
предметов
совмещался
с
художественным
профессиональным
образованием
.
Подготовке
по
профессии
,
рисунку
и
живописи
уделялось
большое
внимание
,
они
считались
основными
дисциплинами
.
Третья
ступень
художественно
-
промышленный
техникум
,
где
осуществлялось
обучение
специалистов
широкого
профиля
.
Изучались
устройство
станков
,
техническое
черчение
,
промышленное
проектирование
,
технология
материалов
,
текстильный
рисунок
и
др
.
После
прохождения
практики
на
производстве
учащиеся
получали
дипломы
«
техника
-
художника
».
К
сожалению
,
это
заведение
просуществовало
недолго
,
и
о
его
образовательной
деятельности
,
как
и
о
педагогической
системе
,
сохранились
крайне
скудные
сведения
.
В
1929
г
.
школу
и
техникум
перевели
во
Владимир
как
отделение
педагогического
училища
,
а через
год
оно было
закрыто
.
Известно
,
что
за
основу
жизнедеятельности
школы
-
коммуны
была
принята
система
организации
обучения
по
типу
трудовой
колонии
А
.
С
.
Макаренко
с
полным
самообслуживанием
.
Мстёрская
школа
-
коммуна
имела
собственное
хозяйство
,
в
котором
работал
весь
коллектив
школы
и
учителя
,
и
служащие
,
и
учащиеся
.
Кроме
того
,
в
воспоминаниях
Ф
.
А
.
Модорова
в
общих
чертах
описан
принцип
отбора
учащихся
в
школу
и
техникум
.
Представители
Наркомпроса
отбирали
и
присылали
в школу
беспризорников
,
проявлявших
любовь
к
рисованию
.
В Мстёре
с
ними
проводила
беседу
специальная
комиссия
,
которую
возглавлял
профессор
-
психолог
Горьковского
университета
с
целью
выявления
природных
и
общих
способностей
детей
.
Затем
их
распределяли
по
группам
,
в
зависимости
от
подготовки
и
возможностей
.
При
переходе
в
техникум
учащиеся
были
уже
обучены
многому
,
у
них
было
сформировано
представление
о
выбранной
профессии
.
Важным
представляется
тот
факт
,
что
художественное
обучение
было
ориентировано
на
подготовку
специалистов
широкого
профиля
и
что
впервые
была
предпринята
попытка
осуществления
непрерывного
художественного
профессионального
образования
.
По
воспоминаниям
самого
Ф
.
А
.
Модорова
и
его
бывших
учеников
,
при
условии
его
дальнейшего
развития
оно
могло
бы
стать
новым
,
прогрессивным
направлением
в
советской
художественной
педагогике
,
поскольку
даже
за
такой
короткий
срок
жизни
школы
-
коммуны
и
техникума
были
достигнуты
высокие
результаты
в
художественном
воспитании
и
профессиональном
образовании
полуграмотных
и
часто
беспризорных
детей
и
подростков
,
ставших
впоследствии
инженерами
,
архитекторами
,
скульпторами
,
художниками
текстильной промышленности
,
школьными педагогами
.
Художественно
-
творческую
жизнь
Фёдор
Александрович
начинает
в
1924
году
.
Он
пишет
портреты
,
жанровые
картины
,
пейзажи
-
индустриальные
и
лирические
.
Вместе
с
тем
не
оставляет
он
и
общественную
работу
,
постоянно
интересуется
успехами
земляков
,
активно
содействует
организации
артели
«
Пролетарское искусство
».
Во
время Великой Отечественной
войны
художник
ездит
в
прифронтовые
места
,
к
белорусским
партизанам
,
делает
много
портретных
и
сюжетных
зарисовок
,
которые
впоследствии
становятся живописными произведениями
.
После
войны
он
продолжает
свою
художественную
деятельность
уже
в
качестве
педагога
,
воспитывает
целую
плеяду
хороших
художников
,
среди
которых
такие
известные
,
как Н
.
Пономарёв
,
Ю
.
Виноградов
,
В
.
Стожаров
.
С
1948
года
по
1962
год
Ф
.
А
.
Модоров
ректор Московского
государственного
художественного
института
имени
В
.
И
.
Сурикова
.
За
большие
заслуги
в
области
изобразительного
искусства
в
1965
году
Ф
.
А
.
Модорову
было
присвоено
почётное
звание Народного
художника РСФСР
.
В
.
Ю
.
Борисова
,
зам
.
директора по НИР Мстерского филиала ВШНИ
,
кандидат
педагогических наук
,
член Союза
художников России
.
(
Продолжение
.
Начало
на
1-
ой
странице
)
На фото
слева
:
в
центре
-
портрет Ф
.
А
.
Модорова
,
написанный И
.
И
.
Юдиным
;
рядом
с
портретом
-
работы Модорова
.
На фото
справа
:
произведение Ф
.
А
.
Модорова
«
Портрет партизана деда Талаша
»
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook