2
№ 80 июнь 2019
Качественно
новым
,
ранее
не
прово
-
дившимся
стал мастер
-
класс
«
Технологии
исследовательской
работы
с
вещью
»,
подготовленный
и
проведенный
коллек
-
тивом
кафедры
истории
искусств
–
док
-
тором
педагогических
наук
,
доцентом
,
зав
.
кафедрой
Л
.
М
.
Ванюшкиной
,
канди
-
датом
культурологии
,
доцентом
,
доцен
-
том
кафедры
истории
искусств
С
.
А
.
Ти
-
хомировым
,
кандидатом
педагогических
наук
,
доцентом
кафедры
истории
искус
-
ств И
.
И
.
Куракиной
.
Данный мастер
-
класс
являлся
логическим
продолжением
теоретических
вопросов
,
озвученных
в
ходе
выступления
С
.
А
.
Тихомирова
на
пленарном
заседании
,
и
позволял
каж
-
дому
самостоятельно
на
практике
реали
-
зовать
приобретенные
знания
,
прикос
-
нувшись
к
артефактам
истории
матери
-
альной
культуры
человечества
.
Мастер
-
класс
включал
в
себя
несколько
этапов
:
исследование
обыденных
вещей
с
неочевидным
утилитарным
значением
;
реконструкцию
облика
вещи
по
ее
фрагменту
;
сравнительное
исследование
утилитарного
и
символического
значения
вещи
;
выявление
культурной
биографии
вещи
.
В
качестве
материалов
для
анализа
и
интерпретации
участникам
были
предложены
как
обыденные
вещи
,
еще
совсем
недавно
бытующие
в
обиходе
каждого
советского
человека
или
использующиеся
и
в
наши
дни
,
так
и
фрагменты
керамики
эпохи
Византии
,
Древнего
Новгорода
,
Херсонеса
Таврического
,
возраст
которых
–
несколько
столетий
или
даже
тысячелетий
.
Заключительным
аккордом
насы
-
щенного
рабочего
дня
стал
«
круглый
стол
» «
Возникновение
и
особенности
развития
обучения
иконописи
в
России
:
современное
состояние
,
проблемы
и
традиционного
прикладного
искусства
–
ювелирного
искусства
(
А
.
Гульченко
),
художественного
кружевоплетения
(
Д
.
Ю
.
Христолюбова
),
художественной
вы
-
шивки
(
Е
.
В
.
Сайфулина
),
росписи
кера
-
мических
изделий
(
А
.
Татарчук
,
А
.
Еро
-
феева
,
Д
.
Тарасенко
,
Т
.
Замяткина
),
ниж
-
нетагильской
маховой
росписи
(
Е
.
Горо
-
хова
,
П
.-
А
.
Никольская
),
художественной
росписи
ткани
(
А
.
Поздеева
,
П
.
Пахо
-
мова
),
палехской
лаковой
миниатюрной
живописи
(
О
.
Конопелькина
)
и
живописи
(
М
.
Захарова
,
И
.
Калмыкова
,
Д
.
Кипилова
,
З
.
Копейкина
,
А
.
Ольховая
).
(Продолжение. Начало на 1-й странице)
В
продолжение
работы
конференции
участники
могли
не
только
показать
себя
юными
исследователями
,
представив
аудитории
результаты
собственной
научно
-
исследовательской
деятельности
,
но
и
ознакомиться
с
выставками
,
принять
участие
в
мероприятиях
культурной
программы
.
В
аудиториях
и
рекреациях
академии
проходили
выставки
выпускных
квали
-
фикационных
работ
и
художественно
-
графических
проектов
студентов
Высшей
школы
народных
искусств
(
академии
)
(
кафедры
ювелирного
и
косторезного
искусства
,
лаковой
миниатюрной
живо
-
писи
,
художественного
кружевоплетения
,
художественной
вышивки
,
декоративной
росписи
);
студентов
Мстёрского
инсти
-
тута
лаковой
миниатюрной
живописи
им
.
Ф
.
А
.
Модорова
«
Панно
-
пластины
в
технике
мстёрской
лаковой
миниатюрной
живописи
»,
лучших
работ
студентов
Холуйского
филиала
«
Декоративное
решение натюрморта
»
и др
.
Но
наиболее
интересной
и
знаковой
стала
экспозиция
,
посвященная
памяти
художника
и
педагога
А
.
Н
.
Голубевой
,
на
которой
были
представлены
как
ее
собственные
авторские
работы
,
так
и
работы
ее
учеников
–
студентов
разных
лет
.
Второй
день
работы
конференции
был
ознаменован
не
только
завершением
работы
секций
,
но
и
мастер
-
классами
,
которые
проводили
студенты
и
преподаватели
Высшей
школы
народных
искусств и
гости
.
перспективы
развития
»,
который
под
-
нимал
острые
проблемы
соотношения
традиций
и
новаций
в
современной
практике
иконописного
искусства
и
лаковой
миниатюрной
живописи
.
Свои
доклады
представили
кандидат
искус
-
ствоведения
,
член
Союза
художников
России
,
зав
.
кафедрой
рисунка
и
живо
-
писи Н
.
Г
.
Кузнецов
,
директор Мстерского
института
лаковой
миниатюрной
живописи
им
.
Ф
.
А
.
Модорова
,
кандидат
педагогических
наук
,
член
Союза
ху
-
дожников
России
П
.
В
.
Гусева
,
зав
.
ка
-
федрой
лаковой
миниатюрной
живописи
,
кандидат
педагогических
наук
Ю
.
А
.
Бесшапошникова
,
старший
преподаватель
кафедры
,
кандидат
педагогических
наук
И
.
В
.
Костычева
.
В
их
выступлениях
были
даны
ответы
на
вопросы
: «
В
какой
мере
возможна
«
свободная
»
трактовка
иконографии
библейских
сюжетов
в
современной
лаковой
миниатюрной
живописи
(
Палех
,
Холуй
,
Мстера
)?»,
«
Есть
ли
место
творчеству
в
иконописи
?», «
В
чем
заключаются
отличия
иконы
от
лаковой
миниатюрной
живописи
на
церковно
-
исторические
темы
?».
Но
,
наверное
,
лучше
всего
об
успехе
конференции
свидетельствуют
отзывы
и
впечатления
ее
участников
: «
Конфе
-
ренция
была
очень
запоминающейся
,
поднималось
много
острых
вопросов
,
каждый мог
высказать
свое мнение
,
и
оно
обсуждалось
всей
секцией
.
Многие
участники
сопровождали
свое
выступ
-
ление
презентациями
,
что
очень
помогало
в
понимании
затрагиваемой
темы
» (
Г
.
Храброва
); «
Конференция
мне
по
-
нравилась
.
Все
очень
четко
и
понятно
,
у
каждого
участника
есть
своя
программка
,
где
все
подробно
расписано
(
такое
было
не
везде
;
а
если
и
было
,
то
не
так
подробно
и
понятно
).
Самым
интересным
для
меня
явилось
,
конечно
,
само
участие
,
так
как
для меня
это
первая
конференция
.
После
выступления
решила
,
что
буду
принимать
участие
каждый
год
.
Так
как
это
очень
полезно
для
моей
будущей
профессии
и
наработки
опыта
» (
А
.
Каяшова
).
Подводя
итоги
конференции
,
можно
отметить
,
что
она
действительная
была
интересной
,
актуальной
и
плодотворной
,
стала
импульсом
для
совершенствования
научно
-
исследовательской
деятельности
студентов
академии
.
И
.
И
.
Куракина
,
доцент
кафедры
истории искусств ВШНИ
Уже
традиционными
стали
мастер
-
классы
,
которые
были
связаны
с
постижением
азов
профессионального
мастерства
в
конкретных
видах