№
80
июнь
2019
Газета ФГБОУ ВО
«
Высшая школа народных искусств
(
академия
)»
XV
Всероссийская научно
-
практическая конференция
студентов
,
аспирантов
,
молодых
ученых
«
Культура России в
XXI
веке
:
прошлое в настоящем
,
настоящее в будущем
».
Основные итоги
16-17
мая
Высшая школа
народных
искусств
(
академия
)
уже
в
пятнадцатый
раз
распахнула
свои
двери
для
гостей
–
здесь
прошла
традиционная
ежегодная
Всероссийская
научно
-
практическая
конференция
студентов
,
аспирантов
,
молодых
ученых
«
Культура
России
в
XXI
веке
:
прошлое
в
настоящем
,
настоящее
в будущем
».
Пятнадцать
лет
пролетели
быстро
–
многое
уже
достигнуто
академией
,
ее
студентами
и
преподавателями
,
но
впе
-
реди
открываются
все
новые
перспек
-
тивы
.
Именно
это
стремление
к
сохране
-
нию
,
развитию
и
приумножению
нацио
-
нального
культурного
достояния
нашло
отражение
в
теме
научного
мероприятия
:
«
Подготовка
высококвалифицированных
кадров
–
ключевая
задача
сохранения
и
развития
традиционных
художественных
промыслов России
».
Основной
площадкой
,
где
про
-
ходила
конференция
,
стал
головной
вуз
в
Санкт
-
Петербурге
,
объединивший
участ
-
ников
из
Института
традиционного
при
-
кладного
искусства
(
Москва
),
Мстер
-
ского
института
лаковой
миниатюрной
живописи
им
.
Ф
.
А
.
Модорова
,
Холуй
-
ского
и
Рязанского
филиалов
академии
,
Рузского
училища
декоративно
-
приклад
-
ного
искусства
,
Крымского
инженерно
-
педагогического
университета и др
.
С
приветственным
словом
высту
-
пили
президент
ВШНИ
,
академик
РАО
,
доктор
педагогических
наук
,
профессор
В
.
Ф
.
Максимович
;
ректор
ВШНИ
,
кан
-
дидат
педагогических
наук
,
доцент
О
.
В
.
Федотова
;
директора
филиалов
–
П
.
В
.
Гусева
,
Р
.
В
.
Гавва
,
К
.
Ж
.
Амиргазин
,
Л
.
С
.
Плавинская
,
В
.
М
.
Наумов
,
А
.
А
.
Николаева
,
М
.
А
.
Салтанов
,
пожелавшие
молодым
ученым
интересных
докладов
,
жарких
научных
дискуссий
и
плодотвор
-
ных
выступлений
.
Торжественная
часть
конференции
была
продолжена пленарным
заседанием
.
Открыл
заседание
кандидат
куль
-
турологии
,
доцент
,
доцент
кафедры
истории
искусств
С
.
А
.
Тихомиров
докладом
«
Исследование
вещи
как
фактор
развития
исследовательских
навыков
студентов
художественного
вуза
».
Стремясь
дать
ответ
на
вопрос
«
Что
дает
будущим
художникам
традиционного
прикладного
искусства
в
общекультурном
и
профессиональном
плане работа
с музейными и
обыденными
вещами
?»,
автор
подробно
проанализи
-
ровал
обновленный
арсенал
методиче
-
ских
форм
и
приемов
обучения
и
выявил
некомпенсируемые
результаты
исследо
-
вательской
деятельности
как
фактора
повышения
качества
обученности
студентов
.
В
заключение
был
сделан
вывод
о
том
,
что
приоритет
исследова
-
тельских форм
организации
деятельности
позволяет
формировать
такие
качества
личности
будущих
специалистов
,
кото
-
рые
помогут
им
стать
востребованными
современным
социумом
.
Если
в
докладе
С
.
А
.
Тихомирова
присутствовала
характеристика
подго
-
товки
художников
с
точки
зрения
влия
-
ния
общепрофессиональных
дисциплин
,
то
определению
специфики
профессио
-
нальной
подготовки
был
посвящен
до
-
клад
старшего
преподавателя
кафедры
рисунка
и
живописи
А
.
Л
.
Уткина
(«
Ме
-
тодические
принципы
обучения
пласти
-
ческой
анатомии
будущих
художников
традиционного
прикладного
искусства
»);
историческим
этапам
формирования
профессионального
образования
–
млад
-
шего
научного
сотрудника
Мстерского
института
лаковой
миниатюрной
живо
-
писи
им
.
Ф
.
А
.
Модорова Ю
.
И
.
Уколовой
(«
Становление
и
развитие
профессио
-
нального
образования
в
области
мстёр
-
ской
лаковой миниатюрной живописи
»).
Активную
полемику
вызвало
вы
-
ступление
преподавателя
Талдомского
филиала
Московского
губернского
кол
-
леджа
искусств
Е
.
С
.
Графовой
(«
Про
-
блемы
традиционного
художественного
образования
в
подготовке
современного
художника
»),
посвященное
анализу места
и
роли
современного
профессионального
художественного
образования
в
социо
-
культурном
и
экономическом
контексте
,
выявлению
значимости
классического
художественного
образования
в
подго
-
товке
профессионального
художника
,
осмыслению
проблемы
необходимости
регулирования
деятельности
профессио
-
нального
художественного
сообщества
.
Обсуждение
круга
основных
во
-
просов
,
сформулированных на пленарном
заседании
,
было
продолжено
в
рамках
трех
секций
конференции
в
первый
и
второй дни
ее работы
.
Доклады
первой
секции
– «
Велико
-
лепие
художественного
наследия
России
:
традиционные
и
инновационные
художе
-
ственные
технологии
,
современная
мода
,
государственная
политика
» –
были
по
-
священы
разработке
вопросов
сохране
-
ния
и
развития
традиционных
художе
-
ственных
технологий
и
техник
в
созда
-
нии
произведений
традиционного
при
-
кладного
искусства
;
анализу
взаимосвязи
традиционных
художественных
промыс
-
лов
и
моды
,
влияния
современной
моды
на
развитие
художественного
наследия
России
.
Вторая
секция
– «
Традиционные
художественные
промыслы
:
тенденции
,
факты
,
перспективы
» –
пожалуй
,
по
своей
тематике
являлась
наиболее
близ
-
кой
студентам
–
будущим
художникам
традиционного
прикладного
искусства
.
В
процессе
ее
работы
были
освещены
темы
истории
и
современного
состояния
тра
-
диционных
художественных
промыслов
;
выявлены
художественно
-
технологиче
-
ские
,
социально
-
экономические
,
профес
-
сиональные
тенденции
их
развития
;
определено
влияние
профессионального
образования
и
выявлено
значение
науч
-
ной
,
выставочной
и
рекламной
деятель
-
ности
в
возрождении
художественных
промыслов
.
Участники
третьей
секции
- «
Совре
-
менный
художник
традиционных
худо
-
жественных
промыслов
:
свобода
и
ответ
-
ственность
» -
стремились
дать
обобщен
-
ный
портрет
художника
традиционного
прикладного
искусства
XXI
века
.
Темами
для
обсуждения
в
этой
секции
стали
:
профессиональное
образование
худож
-
ника
традиционных
художественных
промыслов
в
прошлом
и
настоящем
;
его
творческая
деятельность
в
становлении
и
развитии
;
поле
ответственности
худож
-
ника
в настоящем и будущем
;
важнейшие
качества
личности
художника
и
способы
их
воспитания
.
(Продолжение на 2-й странице)