Газета ВШНИ №90 - page 5
5
№ 90 июнь 2020
стилем
самого
Бабурина
.
Он
создает
жанровые произведения
как на
колхозную
тему
:
шкатулка
«
На
току
» (1961),
коробочка
«
На
колхозном
огороде
»
(1958),
портсигар
«
Жатва
» (1947),
так
и
на
военную
:
пластина
«
Тачанка
» (1965).
Специалисты
отмечают
революционную
романтику
этого
произведения
,
огненный
колорит
: «
Напряженность
и
острота
сю
-
жетного
действия
и
декоративное
реше
-
ние
образа
в
целом
делают
эту
миниа
-
тюру
исключительно
выразительной
и
волнующей
».
В
1970
году
Николай
Иванович
за
высокое
мастерство
в
области
лаковой
миниатюрной
живописи
удостоился
вы
-
сокой
чести
:
стал
лауреатом
премии
имени
И
.
Е
.
Репина
.
Из
работ
70-
х
годов
можно
отметить
яркое
цельное
произве
-
дение
«
Ярмарка
в
старом Холуе
» (1973),
в
котором
автор
выразил
свою
любовь
к
родному
селу
,
к
его
истории
и
природе
.
Издавна
Холуй
славился
ярмарками
,
гремевшими
на
всю
Россию
.
События
разворачиваются
на
фоне
старой
архи
-
тектуры
Холуя
.
В
росписи
изображен
Тихвинский
храм
,
разрушенный
в
1931
году
.
Чувствуется шумная
ярмарочная
суета
:
играют
рожечники
,
зазывают
торговцы
,
веселится
у
качелей
моло
-
дежь
.
Можно
долго
рассматривать
забавные
сценки
:
хозяйка
пытается
увести
с
ярмарки
своего
разгулявше
-
гося
мужа
,
собачка
крадёт
рыбу
у
невнимательного
продавца
.
Восхищает
техника
письма
,
которой
присущи
легкость
и
изящество
.
Кажется
,
что
все
написано
очень
просто
,
без
напря
-
жения
,
хотя
это
итог
напряженного
,
упорного
труда
.
Среди
произведений
70-
х
лет
можно
выделить шкатулку
«
Ху
-
торок
» (1977),
многочисленные
сказоч
-
ные
сюжеты
: «
Сказание
о
Кожемяке
»
(1970), «
Сказка
о
царе
Берендее
» (1976),
«
Морозкины
подарки
» (1976), «
Сказ
о
Даниле
-
мастере
» (1978).
Лучшим
произ
-
ведением
этих
лет
считается
его
компо
-
зиция
на
круглом
ларце
«
Снегурочка
»
(1973).
Эту
работу
называют
визитной
карточкой
художника
.
Центральная
ком
-
позиция
помещена
на
крышке
,
боковые
сцены
«
перетекают
»
друг
в
друга
,
созда
-
вая
законченную
картину
.
А
высветлен
-
ный
живописный
рельеф
,
выплывающий
из
черной
лаковой
поверхности
,
сравни
-
вают
с
весенним разливом
в
селе Холуй
.
В
1997
году
Николай
Иванович
Бабурин
удостоен
почетного
звания
«
Народный
художник
России
».
Не
мно
-
гим
известно
,
что
художник
-
миниатю
-
рист
также
обладает
блестящей
техникой
портрета
.
В
2000
году
им
создана
пла
-
стина
«
Портрет В
.
В
.
Старикова
»,
которая
находится
в
Государственном
музее
Хо
-
луйского
искусства
,
там
же
можно
уви
-
деть
созданный
художником
в
1998
году
ларец
«
Царевна
-
лягушка
».
За
время
своего
творческого
пути
Николай
Иванович
создал
множество
миниатюр
,
без
преувеличения
их
можно
назвать
произведениями
искус
-
ства
мирового
уровня
.
При
этом
он
пишет
только
то
,
что
ему
дорого
и
волнует
как
художника
.
Самое
полное
собрание
произведений
Н
.
И
.
Бабурина
находится
в
Государственном
музее
Холуйского
искусства
,
в
собрании
Всероссийского
музея
декоративного
искусства
в
Москве
.
В
коллекции
Госу
-
дарственного
Русского
музея
экспониру
-
ется
коробочка
«
Садко
» (1968
г
.),
а
в
фондах
имеется
шкатулка
на
тему
«
Ко
-
нек
-
горбунок
».
Хотя
Н
.
И
.
Бабурин
в
1993
году
ушёл
на
заслуженный
отдых
,
он
продолжает
поддерживать
молодых
художников
-
ми
-
ниатюристов
советами
.
Ежегодно
прини
-
мает
участие
в
работе
Государственной
экзаменационной
комиссии
по
защите
дипломов
.
Художник
призывает
творче
-
скую
молодежь
к
поискам
новых
форм
,
к
смелым
экспериментам
в
композициях
и
колористических
решениях
.
Николай
Иванович
приводит
высказывание
Лео
-
нардо
да
Винчи
: «
Где
мысль
не
работает
вместе
с
рукой
,
там
нет
художника
».
Студенты
Холуйского
филиала
ВШНИ
пристально
изучают
творчество
Н
.
И
.
Бабурина
.
Его
произведения
,
хранящиеся
в методическом фонде
,
служат
образцами
для
новых
и
новых
поколений
молодых
художников
в
процессе
постижения
ими
искусства
холуйской
лаковой
миниатюрной живописи
.
Г
.
А
.
Шилова
,
зав
.
методическим фондом
Холуйского филиала ВШНИ
В период
работы над
темой
«
Слово
о
полку Игореве
» (1958)
Н
.
И
.
Бабурин
ез
-
дил
по
древнерусским
городам
,
изучал
архитектуру
и
живопись
древней
Руси
.
На
исторический
сюжет
в
эпической
манере
написана
и
его
работа
«
Осада
города печенегами
» (1984).
В
конце
1980-
х
годов
Н
.
И
.
Бабури
-
ным
,
наряду
с
другими
холуйскими
мас
-
терами
,
были
созданы
монументально
-
декоративные
панно
,
предназначенные
для
оформления
интерьеров
в
общест
-
венных помещениях
(
пригород Минска и
город Иваново
).
В
произведениях
90-
х
годов
худож
-
ник
продолжает
использовать
свои
сти
-
листические
находки
в
излюбленных
темах
:
шкатулка
«
Проводы
Соловья
Будимировича
» (1989),
ларчик
«
Сказка
о царе Салтане
» (1994).
Художник
поясняет
,
что
основной
задачей
в
миниатюре
является
решение
темы
: «
Если
сюжет
взят
из
сказки
,
то
,
прочитав
её
,
необходимо
осмыслить
и
продумать
каждую
деталь
,
просмотреть
ряд
подсобных
материалов
,
изучить
костюмы
и
архитектуру
,
которые
бы
соответствовали
сказке
,
и
только
,
когда
созреет
весь
замысел
,
картинно
и
ярко
предстанет
сюжет
,
можно
приступать
к
его исполнению
».
Художник
использует
тех
-
нику
древнего
письма
пла
-
вями
.
Он
предлагает
в
миниатюре
сделать
обрат
-
ный
шаг
–
от
живописи
к
иконописи
,
от
реализма
к
условной
и
декоративной
трактовке
.
Сказывается
влияние
отца
художника
,
потомственного
иконо
-
писца
.
Это
он
передал
сыну
законы
древнерус
-
ской
живописи
и
колори
-
стических
соотношений
.
«Сказ о Даниле-мастере»
«Портрет В.В. Старикова»
«Ярмарка в старом Холуе»