4
№ 12 июль 2013
нейтрального красно-коричневого, серебристо-зеленого или синеватого тона
помещается букет, либо фрукты и ягоды. Затем всё обильно расписывается
золотыми штрихами, точками, заливками по форме изображения, передавая
объем. В углах крышки располагаются сложные орнаментальные узоры из
стилизованных растений, фруктов и ягод, исполненных сусальным золотом с
цветовой подкладкой. Всё остальное пространство крышки заполняет сетчатый
орнамент в виде завитков, точек, звёздочек. Центральное пятно и края
композиции заканчиваются бордюром – орнаментальной полосой.
Искусство Мстёры является крохотных звеном в общей цепи иконописных гнёзд владимиро-суздальской школы,
известной в истории русской национальной живописи, начиная с XIV века.
К XVII веку во Владимиро-Суздальских землях иконописным делом занимались в монастырях, монастырских
слободах, посадах, селах, деревнях. Малоземелье с давних времен заставило Мстёру развивать промыслы. Основным
делом мужчин была иконопись. Женщины занимались вышиванием и огородничеством. Офени развозили иконы по
всей большой России, держали связь со старообрядцами – заказчиками.
Трёхоконные домики Мстёры перемешались с двухэтажными домами из красного резного кирпича. В них
располагались иконописные мастерские. Их было много, около тридцати. Некоторые художники реставрировали
старинные иконы, писали иконы для старообрядцев в любой манере живописи – Новгородском, Московском,
Строгановском и, конечно, во Владимиро-Суздальском стилях. Любая икона писалась в соответствии с церковными
канонами. Кроме «подстаринных писем» (имитирование иконописной школы прошлого) и реставрационных работ,
мстёрские иконописцы создавали новое на основе старого. Другими словами, придерживаясь основных канонов,
создавали свои творческие иконы, которые получили название «себякинских писем», т.е. от себя.
Некоторые художники писали и реставрировали иконы с начала и до конца. Но в большинстве мастерских было
разделение письма. «Личники» писали лица и руки, а «доличники» писали архитектуру, пейзаж, одежды, изографы
производили надписи на иконах. Все технические приёмы мстёрских мастеров можно наблюдать в сохранившихся
иконах в музеях Санкт-Петербурга, Владимира, Москвы, Мстёры. В них прослеживается пропись золотом одежд и
деталей, рисовалась имитация каменной резьбы в архитектуре, богатыми узорами расписывались фон, драпировки,
одежды, престолы, доспехи и пр. Аналойные и киотные иконы с широкими полями оформлялись византийскими или
древнерусскими орнаментами, красками или эмалью. Орнамент часто присутствовал и на больших иконах, им
украшались, например, расписной плат, престол, одежды и др.
В 20-е – 40-е годы XVII столетия в столицах и других русских городах многие иконописцы Мстёры, Палеха,
Холуя работали реставраторами или расписывали храмы. Стены этих храмов «личники» и «доличники»
расписывали монументальными композициями, «травщики» украшали орнаментом декоративные участки росписей,
одежды и архитектуру. В Ярославской церкви XVII века «Ильи-пророка» очень хорошо сохранились фрески, при
первом же взгляде на которые узнаются приёмы лаковой миниатюры. Самые разнообразные орнаментальные мотивы
придают нарядность росписям храма. Царские и княжеские одежды украшены васильками, спелыми колосьями, богато
расписаны доспехи воинов, карета, оружие, ткани, земля усеяна цветами. Также орнаментом расписаны порталы и
простенки папертей.
Таким образом, мы видим, что с древних времен наряду с изображением иконописного сюжета в иконе и фреске
художник уделял внимание орнаменту как неотъемлемой части живописи. Также художники знакомились с
декоративно-прикладным искусством Японии, Китая и Индии. Как известно, лаковые изделия пришли по Великому
шелковому пути в Европу. Маленькие шкатулочки пользовались большим спросом у всей европейской знати XVIII
века. Эти коробочки были разнообразных форм, покрытые черным или золотым лаком с изображениями цветов,
животных, пейзажей с резьбой или инкрустацией. В конце XVIII века Федоскинский купец П.И. Коробов начал
изготовление табакерок из папье-маше. В дальнейшем русские лаки получили всемирную известность.
После революции к своему новому искусству – миниатюре на папье-маше – мстёрские художники пришли не
сразу, этому предшествовал серьезный творческий поиск. Только в 1923 году начала работать артель древнерусской
живописи, которая в 1931 году была преобразована в артель «Пролетарское искусство». Там художники пробовали
свои силы, расписывая шкатулки из папье-маше, по примеру палешан. Бывшие иконописцы не сразу осознали
возможности нового материала. Вот тут и пригодился опыт писания житийных икон, трактовка «себякинских» писем,
орнаментальное оформление икон и фресок.
Попробовал себя в жанровой миниатюре и Евгений Васильевич Юрин (1889 – 1983), уроженец Мстёры,
потомственный иконописец. В середине тридцатых годов Е.В. Юрин круто изменил направление своего творчества.
На протяжении шести-семи лет он создал ту оригинальную роспись, которая вошла в историю современной мстёрской
миниатюры под названием
«юринский орнамент».
Произошло как бы второе рождение Юрина-художника,
утвердившее за ним звание непревзойденного орнаменталиста в миниатюрной живописи Мстёры.
Обращение Юрина к орнаменту не было неожиданным. В 1913 году он окончил мстёрскую иконописную школу
и в иконописных мастерских занимался «доличной» живописью. В московских письмах было много орнаментальных
деталей, также он часто украшал иконы, имитируя оклады «под перегородчатую эмаль». Свой творческий путь
миниатюриста Юрин начинал с изображения золотом натюрмортов «Яблоки в стеклянной вазе» (1936 г.), «Натюрморт
в декоративной вазе» (1937 г.). В следующей работе «Цветы и фрукты» (1938 г.) – натюрморт составлен без
привязки к столу и вазе. С 1936 г. Юрин полностью сосредоточился на орнаментальной росписи и начал участвовать
в творческих выставках. В 1940 году миниатюрист вступил в Союз художников СССР. Постепенно складывается
юринский «плафонный» принцип композиции. Обычно в центре крышки в круге или овале на цветном фоне
Орнамент в Мстерской лаковой миниатюрной живописи