4
        
        
          № 12 июль  2013
        
        
          нейтрального красно-коричневого, серебристо-зеленого или синеватого тона
        
        
          помещается букет, либо фрукты и ягоды. Затем всё обильно расписывается
        
        
          золотыми штрихами, точками, заливками по форме изображения, передавая
        
        
          объем. В углах крышки располагаются сложные орнаментальные узоры из
        
        
          стилизованных растений, фруктов и ягод, исполненных сусальным золотом с
        
        
          цветовой подкладкой. Всё остальное пространство крышки заполняет сетчатый
        
        
          орнамент в виде завитков, точек, звёздочек. Центральное пятно и края
        
        
          композиции заканчиваются бордюром – орнаментальной полосой.
        
        
          Искусство Мстёры является крохотных звеном в общей цепи иконописных гнёзд владимиро-суздальской школы,
        
        
          известной в истории русской национальной живописи, начиная с XIV века.
        
        
          К XVII веку во Владимиро-Суздальских землях иконописным делом занимались в монастырях, монастырских
        
        
          слободах, посадах, селах, деревнях. Малоземелье с давних  времен  заставило Мстёру развивать промыслы. Основным
        
        
          делом мужчин была иконопись. Женщины занимались вышиванием и огородничеством. Офени развозили иконы по
        
        
          всей большой России, держали связь со старообрядцами – заказчиками.
        
        
          Трёхоконные домики Мстёры перемешались с двухэтажными домами из красного резного кирпича. В них
        
        
          располагались иконописные мастерские. Их было много, около тридцати. Некоторые  художники реставрировали
        
        
          старинные иконы, писали иконы для старообрядцев в любой манере живописи – Новгородском, Московском,
        
        
          Строгановском и, конечно,  во Владимиро-Суздальском стилях.  Любая икона писалась в соответствии с церковными
        
        
          канонами.  Кроме «подстаринных писем» (имитирование иконописной школы прошлого) и реставрационных работ,
        
        
          мстёрские иконописцы создавали новое на основе старого. Другими словами, придерживаясь основных канонов,
        
        
          создавали свои творческие иконы, которые получили название «себякинских писем», т.е.  от себя.
        
        
          Некоторые художники писали и реставрировали иконы с начала и до конца. Но в  большинстве мастерских было
        
        
          разделение письма. «Личники» писали лица и руки, а «доличники» писали архитектуру, пейзаж, одежды, изографы
        
        
          производили надписи на иконах. Все технические  приёмы  мстёрских  мастеров можно наблюдать в сохранившихся
        
        
          иконах в музеях Санкт-Петербурга, Владимира, Москвы, Мстёры. В них прослеживается пропись золотом одежд и
        
        
          деталей, рисовалась имитация каменной резьбы в архитектуре, богатыми узорами расписывались фон, драпировки,
        
        
          одежды, престолы, доспехи и пр. Аналойные и киотные иконы с широкими полями оформлялись византийскими или
        
        
          древнерусскими орнаментами, красками или эмалью. Орнамент часто присутствовал и на больших иконах, им
        
        
          украшались, например, расписной плат, престол, одежды и др.
        
        
          В 20-е – 40-е годы XVII столетия в столицах  и  других русских городах многие иконописцы Мстёры, Палеха,
        
        
          Холуя  работали  реставраторами  или расписывали    храмы. Стены этих храмов «личники» и  «доличники»
        
        
          расписывали  монументальными композициями,  «травщики» украшали орнаментом декоративные участки росписей,
        
        
          одежды и архитектуру. В Ярославской церкви XVII века «Ильи-пророка» очень хорошо сохранились фрески,  при
        
        
          первом же взгляде на которые  узнаются  приёмы  лаковой миниатюры. Самые разнообразные орнаментальные мотивы
        
        
          придают нарядность росписям храма. Царские и княжеские одежды украшены васильками, спелыми колосьями, богато
        
        
          расписаны доспехи воинов, карета, оружие, ткани, земля усеяна цветами. Также орнаментом расписаны порталы и
        
        
          простенки папертей.
        
        
          Таким образом, мы видим, что с древних времен наряду с изображением  иконописного сюжета в иконе и фреске
        
        
          художник уделял внимание орнаменту  как неотъемлемой части живописи.  Также художники знакомились с
        
        
          декоративно-прикладным искусством Японии, Китая и Индии.  Как известно, лаковые изделия пришли по Великому
        
        
          шелковому пути в Европу. Маленькие шкатулочки пользовались большим спросом у всей европейской знати XVIII
        
        
          века. Эти коробочки были разнообразных форм, покрытые черным или золотым лаком с изображениями цветов,
        
        
          животных, пейзажей с резьбой или  инкрустацией. В конце XVIII  века Федоскинский купец П.И. Коробов  начал
        
        
          изготовление табакерок из папье-маше. В дальнейшем русские лаки получили всемирную известность.
        
        
          После революции к своему новому искусству – миниатюре на папье-маше – мстёрские художники пришли не
        
        
          сразу, этому предшествовал серьезный творческий поиск. Только в 1923 году начала работать артель древнерусской
        
        
          живописи, которая в 1931 году была преобразована в артель «Пролетарское искусство». Там художники пробовали
        
        
          свои силы, расписывая шкатулки из папье-маше, по примеру палешан. Бывшие иконописцы не сразу осознали
        
        
          возможности  нового материала. Вот тут и пригодился опыт писания житийных  икон, трактовка «себякинских» писем,
        
        
          орнаментальное оформление икон и фресок.
        
        
          Попробовал себя в жанровой миниатюре и Евгений Васильевич Юрин (1889  – 1983), уроженец  Мстёры,
        
        
          потомственный  иконописец.   В середине тридцатых  годов Е.В.  Юрин круто изменил  направление своего творчества.
        
        
          На  протяжении шести-семи лет он создал ту оригинальную роспись, которая вошла в историю современной мстёрской
        
        
          миниатюры под названием
        
        
          
            «юринский орнамент».
          
        
        
          Произошло как бы второе рождение Юрина-художника,
        
        
          утвердившее за ним звание непревзойденного орнаменталиста в миниатюрной  живописи Мстёры.
        
        
          Обращение Юрина к орнаменту не было неожиданным. В 1913 году  он окончил  мстёрскую  иконописную  школу
        
        
          и  в  иконописных  мастерских занимался «доличной» живописью. В московских письмах было много орнаментальных
        
        
          деталей, также он часто украшал иконы, имитируя оклады «под перегородчатую эмаль». Свой творческий путь
        
        
          миниатюриста Юрин начинал с изображения золотом натюрмортов «Яблоки в стеклянной вазе» (1936 г.), «Натюрморт
        
        
          в декоративной вазе» (1937   г.).  В следующей работе «Цветы и фрукты» (1938 г.)  –  натюрморт составлен без
        
        
          привязки к столу и вазе. С 1936 г. Юрин полностью  сосредоточился  на  орнаментальной росписи и начал  участвовать
        
        
          в  творческих  выставках. В  1940  году  миниатюрист   вступил  в  Союз художников СССР. Постепенно складывается
        
        
          юринский  «плафонный»  принцип   композиции.    Обычно в  центре крышки в круге  или овале  на  цветном   фоне
        
        
          
            Орнамент  в Мстерской лаковой  миниатюрной  живописи