Газета ВШНИ №12 - page 5

Е.В. Юрин. Руслан и Людмила
5
№ 12 июль 2013
Е.В. Юрин. Орнамент с розой
Р.А. Култышова. Птица
Кроме рисования растительного и геометрического орнаментов Юрин создал
несколько пейзажных работ с включением фигур человека и животных и богато
расписал их сусальным золотом – шкатулка «Садко», шкатулка «Руслан и Людмила».
Необходимо отметить ещё одно достоинство композиций Юрина. В иконах не было
чёрного лакового поля. Несмотря на это, художник сумел обратить в свою пользу
новое пространство, организуя его так, что черное поле стало частью цветовой палитры. Юрин очень правильно
пропорционально решал соотношение цветовых пятен, золотых сеток, заполнение углов, бордюров и чистого чёрного
поля. Чёрные поля не убивали композицию, а помогали выигрышней, ярче звучать цветовой гамме и золотому
орнаменту. Этот вид письма даётся далеко не каждому. Трудность его в том, что золото не терпит переделок, всё
должно быть выполнено точно и тонко. Необходимо иметь острое зрение, уверенную руку, способную виртуозно
владеть золотой линией и сложной моделировкой форм.
Е.В. Юрин открыл и прославил в лаковой миниатюрной живописи новое направление - мстёрский орнамент.
Художнику в 1959 году было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, а в 1978 - звание народного
художника РСФСР. Он прожил долгую жизнь - 94 года. Почти до последнего дня работал, активно общался с
художниками, интересовался делами художественной фабрики «Пролетарское искусство». Он оставил большое
творческое наследие, его работы экспонируются во многих музеях нашей страны. У Е.В. Юрина были
талантливые ученицы, самые известные из них – В.С. Корсакова и Р.А. Култышова.
Как опытный селекционер путём отбора видов растений создаёт удивительный
цветок, также и художник Е.В. Юрин пришёл к своей «золотой розе» методом создания
собственных средств художественного выражения. В его искусстве форма живой розы
нашла оригинальное воплощение. Многократно варьируя цветовое решение,
Юрин
пишет свои розы красными, желтыми, оранжевыми и фантастически-зелёными,
голубыми, синими цветами. «Золотая роза» стала символом всей его творческой
жизни
. Уже в 1937, 1938, 1946 годах розы присутствуют почти во всех произведениях
мастера. В последующих композициях «
золотая
роза»
занимает уже центральное
место: «Цветы» (1950 г.), «Роза и ромашки» (1957 г.), «Золотое узорочье» (1960 г.) и др.
Композиции мастера полны неиссякаемой фантазии.
Вера Степановна Корсакова (1919-1999) родилась в деревне Акиньшино,
недалеко от Мстёры. В 1938 году окончила мстёрскую художественную
профтехшколу. Училась художница у основоположников Мстёрского
искусства - И.А. Серебрякова и Н.П. Клыкова. В артели «Пролетарское
искусство» она знакомится с Е.В. Юриным и с интересом наблюдает за его
творческими поисками. Она становится последовательницей «юринской»
В.С. Корсакова. Роза
техники письма, создаёт целый ряд художественных произведений. Эти произведения очень узнаваемы, имеют свой
почерк. Казалось бы, те же цветы – розы, ромашки, и поверхность оформления - шкатулка, но у Корсаковой свой
женский вкус и своя индивидуальная «рука». Её работы отличаются ковровостью в построении композиции, формы
цветов напоминают русскую вышивку. Поверхность росписи всегда украшена тончайшей золотой сеткой,
заполняющей почти всё свободное поле. Вера Степановна три года преподавала в художественной
профтехшколе. Член Союза художников СССР с 1944 года, она создала много замечательных произведений:
«Декоративный орнамент» (1978 г.), «Букет цветов» (1954 г.), «Лесная быль» (1953 г.) и многие др.
Другая творческая личность в орнаменте – это Рита Алексеевна Култышова
(1936-2001). Она родилась в Белоруссии, училась у Н.А. Любомудровой, с 1952
года работала в артели «Пролетарское искусство», два года преподавала
композицию на первых курсах профтехшколы. Рита Алексеевна начала
заниматься творчеством в 1954 году. Она писала яркие, пестрые цветы,
собранные в золотое узорочье орнамента, которые выявляли характер художницы,
её яркий темперамент и жизнелюбие. Цветы у Р.А. Култышовой отличались от
декоративных «юринских» объёмностью и натурализмом. Художница оформляла
настенные панно, декоративные тарелки. В её композициях часто присутствовали
птицы в гнёздах, в клетках, в цветах: «Осенние свадьбы»(1986 г.). Но главное место
принадлежало «золотой розе»: «Розы» (1978 г.)
Иногда Юрин экспериментирует - отступает от привычного построения композиции. Художник заполняет всю
плоскость сказочными цветами и птицами. Формы цветов усложняются, носят фантазийный характер («Цветочный
орнамент» (1945 г.), «Орнамент» (1968 г.), «Орнамент с павлинами» (1940 г.), «Игольница, пудреница» (1950 г.) и др.).
Поиски художника прослеживаются и в геометрических орнаментах – например, в шкатулке «Орнаментальная» (1954
г.), в портсигаре «Орнаментальный» (1955 г.).
(Продолжение на следующей странице)
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook