старинной
Каталанской
карты
находились
принесённые мощи
апостола
Матфея
.
Известны
нам
и
имена
некоторых
армянских
живописцев
,
но
в
музее
можно
увидеть
картины
намного
большего
количества
заслуживающих
внимания
художников
.
В
2012
году
я
увидел
в ЦДХ
в Москве международную
выставку
,
на
которой
были
представлены
и
современные
художники
Армении
.
И
на
общем
фоне
эти
работы
привлекали
внимание
своими
тонкими и
,
можно
сказать
,
изысканными
колористическими
решениями
.
Ирина
Николаевна
Денисова
,
заместитель
по
научной
работе
директора
Рязанского
художественного
музея
,
на
открытии
моей
выставки
поделилась
своими
впечатлениями
о
некоторых
интересных
моментах
,
запомнившихся
ей
при
изучении
искусства
Армении
,
от
личного
посещения
этой
страны
.
А
я
вспоминал
большой
семиэтажный
музей
изобразительного
искусства
и
истории
Армении
в
центре
Еревана
,
вспоминал
безоблачное
небо
и
знойное
солнце
,
от
которого
меня
спасали
зонт
и
кондиционер
в
номере
гостиницы
,
россыпи
тёмно
-
серого
обсидиана
,
столбовое
геологическое
строение
скал
,
приметное
в
разных
местах
,
почти
бесконечные
вариации
традиционных
орнаментов
в
резьбе
по
туфу
,
каменные
кресты
-
хачкары
и
ещё
многое
,
многое
что
…
М
.
А
.
Пресняков
,
преподаватель Рязанского филиала
ВШНИ
–
Еду
смотреть
музеи
и
древнюю
архитектуру
Армении
, –
ответил
я
. –
И
это можно
назвать
так
,
что
вроде
как
еду
«
отдыхать
»,
но
как
художник
собираюсь
писать
этюды
,
делать
зарисовки
,
а
это
для
художника
именуется
словом
«
работать
».
Хотя
и
внимательно
изучать
музей
–
это
тоже
своего
рода
трудовая
деятельность
.
И
еду
в
Армению
первый
раз
.
На
открытии
выставки
меня
,
конечно
,
спросили
: «
Почему
именно
Армения
?»
И
я
был
готов
к
такому
вопросу
.
Когда
я
учился
в школе
,
то
на
уроках
истории
с
удивлением
для
себя
узнал
,
что
древнейшим
государственным
образованием
на
территории
СССР
считалось
Урарту
,
и
что
страна
,
находящаяся
на
той
же
территории
,
ещё
во
времена
Древней
Греции
стала
именоваться
Арменией
.
Большая
её
часть
уже
в ХХ
веке
стала
принадлежать
Турции
,
часть
территорий
отошла
к
другим
соседним
государствам
,
но
Армения
существует
как
государственное образование до
сих пор
.
На
пленэре
после
первого
курса
института
я
рисовал
старинные
армянские церкви Феодосии
,
в
том числе
и
ту
самую
,
у
могилы
Ивана
Айвазовского
,
а
много
позже
писал
построенную
и
оформленную
с
большим
вкусом
в
начале
ХХ
века
церковь
св
.
Рипсиме
в
Ялте
.
На
Иссык
-
Куле
в
ходе
экспедиции
Рязанского
музея
путешественников
в
2014
году
наша
группа
посещала
место
предположительного
расположения
средневекового
монастыря
братьев
армян
,
в
котором
согласно информации
В
августе
нынешнего
года
состоялась
моя
поездка
на
Кавказ
.
В
её
плане
было
посещение
дольменной
группы
долины
Жане
,
неолитического
комплекса
в
районе
речки
Пшада
,
«
Музеума
»
славянкой
мифологии
Александра
Асова
и
некоторых
исторических
мест
Армении
.
И
вот
11
ноября
в
зелёном
зале
Музея
истории
молодёжного
движения
Рязани
открылась
моя
персональная
выставка
«
Семь
дней
в
Армении
».
Обычно
свои
персональные
выставки
я
готовлю долго
,
как
минимум
в
течение
года
,
а
чаще
даже
намного
дольше
.
А
тут
,
приехав
с
Кавказа
,
я
сразу
понял
,
что
выставка
,
посвящённая
Армении
,
почти
уже
сложилась
,
так
же
легко
возник
и
очерк
об
этом
путешествии
,
вошедший
в
каталог
к
выставке
.
И
это
всё
было
несколько
неожиданно
для
меня
самого
.
Этюды
следовало
лишь
дополнить
смысловыми
акцентами
в
виде
двух
холстов
более
крупного
размера
.
Отказываться
от
экскурсий
ради
зарисовок
и
этюдов
я
не
планировал
,
но
собирался
использовать
каждую
свободную
минуту
.
Многие
зарисовки
удавалось
сделать
прямо
во
время
исторических
комментариев
экскурсовода
,
когда
он
делал
остановки
на
видовых
местах
.
Да
и
свободного
времени
оказалось
достаточно
.
К
тому
же
зарисовки
и
этюды
,
сделанные
в
Армении
,
на
мой
взгляд
,
оказались
несколько
интереснее
,
тематически
«
собраннее
»,
чем
изображения
мегалитических памятников и
предгорий
Большого Кавказского
хребта
.
–
Работать
или
отдыхать
? –
спросил
у
меня
водитель
после
того
,
как
я
сел
в
микроавтобус
,
направлявшийся
из
Краснодарского
края
в Ереван
.
«Семь дней в Армении»
Путевые заметки
художника
Армения
.
Женский
хор
в
пещерном
монастыре
Гегард
. 2016
г
.
тон
.
к
.,
цв
.
кар
.,
гуашь
,
Ереван
.
Церковь
Зоравор
. 2016
г
.
к
.,
м
.
Армения
.
Монастырь Кечарис
. 2016
г
.
тон
.
бум
.,
гр
.
кар
.,
бел
.
На
окраине Еревана
. 2016
г
.
бум
.,
акв
.
Армения
.
Севан
.
Церкви
св
.
Карапета
и
св
.
Апостолов
. 2016
г
.
бум
.,
акв
.
Ереван
.
Создатели
хачкаров
. 2016
г
.
тон
.
бум
.,
цв
.,
гр
.
кар
.
№ 52 декабрь 2016
4