Microsoft Word - Вести 74_312f3610 - page 4

4
№ 74 декабрь 2018
оплаты
,
с
6
часов
утра
до
10
вечера
зимой
,
и
с
5
часов
утра
до
8
часов
вечера
летом
.
По
истечении
года
«
хозяйка
»
покупала
ученицам
ситцу на платье и
уже
заключала
с
ними
платный
договор
на
срок
около
года
.
Плата
мастерице
-
подростку
в
этот
период
составляет
8-10
рублей
в
год
.
Освоившись
во
всех
тонкостях
вышивки
,
девушки
уходили
от
«
хозяйки
»
и
работали
на
дому
,
зарабатывая
уже
30-65
рублей
в
год
.
В
«
Отчетах
и
исследованиях
по
кустарной
промышленности
в
России
в
1897
году
»
сообщалось
,
что
в
Холуе
«
вырабатывается
в
год
до
1,5
млн
.
икон
и
от
2000
до
20000
тысяч
полотняных
вещей
,
смотря
по
качеству
работы
».
Блузки
строчат
по
40
копеек
,
прошивки
по
25,
полотенца
30-40
копеек
,
наволочки
— 2
рубля
.
За
вышивку
некоторых
особенно
сложных
изделий
до
20
рублей
».
Нами
установлено
,
что
одним
из
самых
любимых
приёмов шитья
в
Холуе
являлась
вышивка
свободной
гладью
,
белым
по
белому
.
Белая
гладь
появилась
в
Холуе
благодаря
белошвейному
искусству
мстёрских
мастериц
.
Однако
вскоре
холуйская
белая
гладь
стала
отличаться
от
мстёрской
.
Приёмы
остались
те
же
,
но
рисунок
мельче
,
в
основном
вышивали цветочные мотивы
.
Белая
гладь
применялась
для
украшений
накидок
и
блуз
,
которые
охотно
раскупались
столичными
модницами
.
Также
широкое
распространение
получила
строчка
по
мелкой
сетке
,
белая
и
с
цветной
обводкой
.
Строчкой
вышивали
,
как
правило
,
столовое
белье
и
полотенца
.
Вышивкой
украшались
не
только
концы
полотенец
,
но
и
боковые
стороны
,
представляющие
собой
широкие
узорные
полосы
.
Вышивали
полотенца
«
одним
городом
»,
т
.
е
.
полотенца
заканчивались
одним
крупным
Холуй
это
памятник
старины
,
хранящий
уникальные
художественные
и
архитектурные
ценности
.
Одной
из
художественных
ценностей
Холуя
является
художественная
вышивка
,
кото
-
рая
не
утратила
своей
практической
зна
-
чимости
и
традиций
профессиональной
подготовки
молодых
специалистов
в
данной
области
.
Анализ
исторических
документов
не
дает
возможности
выяснить
точно
время
появления
в
Холуе
занятия
вышивкой
.
Возможно
,
это
умение
стало
достоянием
местных
жителей
благодаря
торговым
связям
,
в
частности
,
офеням
-
коробейникам
.
На
ярмарках
офени
закупали
всё
необходимое
для
торговли
в
разнос
,
развозили
товар
по
всей
стране
,
забредали
в
Турцию
,
Италию
,
Польшу
,
Эфиопию и другие
страны
.
Главный
научный
сотрудник
отдела
истории
русской
культуры
Государствен
-
ного
Эрмитажа
И
.
Н
.
Уханова
,
приехав
-
шая
в
1955
году
в
Холуй
для
поисков
и
исследования
старинной
вышивки
,
обнаружила
некое
платье
,
при
тщательном
анализе
которого
оказалось
,
что
это
пеньюар
,
который
сшит
и
вышит
в
XVII
веке
.
Сейчас
данный
экспонат
представлен
в
Эрмитаже
вместе
с
костюмами
XVII
века
.
В
Государственном
музее
Холуйского
искусства
хранится
поло
-
тенце
из
холста
,
выполненное
в
1819
году
,
на
котором
красными
нитками
вышит
орнаментальный
букет
цветов
в
вазе
и
надпись
: «
Кого
люблю
того
дарю
».
В
старину
вышивальщицы
были
неграмотные
,
потому
слова
вышивали
с
ошибками
.
Так
,
уже
в
первой
половине
XIX
столетия
в
русском
декоративном
искус
-
стве
отчетливо
появился
особый
художе
-
ственный
слой
народной
культуры
,
отразивший
сложный
процесс
взаимовлияния
приемов
и
принципов
профессиональной школы
и
канонов
народного
творче
-
ства
.
В
1898
году
в
корре
-
спонденции
из
Владимир
-
ской
губернии
можно
было
прочесть
,
что
в
селе
Холуй
на
«
хозяев
»
вышивает
до
200
женщин
.
Вышивали
они
в
маленьких
,
тесных
горенках
,
с
низкими
оконцами
,
пропускающими
мало
света
,
с
самодельными
«
фигасками
»
и
с
керосино
-
выми
лампами
,
дающими
слабый
тусклый
свет
.
Осо
-
бенно
тяжел
был
труд
девушек
и
подростков
.
Вступающие
в
жизнь
работницы
около
года
вышивали на
«
хозяев
»
без
зубцом
,
заполненным
узором
.
Основными
мотивами
в
строчке
явля
-
лись
геометрические
формы
и
многоле
-
пестковые
розетки
,
выполненные
насти
-
лом
или
штопкой
с
дополнительными
ажурными
разделками
.
Мелкая
строчка
в
Холуе
претерпела
те
же
изменения
,
что
и
в
других
промысловых
центрах
.
Во
второй
половине
XIX
столетия
архаиче
-
ские
мотивы
сменились
растительными
узорами
,
птичками
,
бабочками
,
в
трактовке
которых
подчеркивалась
натуралистичность
и
изобразительность
.
Но
уже
к
концу
XIX
века
мода
на
них
исчезает
,
и
преобладающее
значение
приобретают
геометрические
мотивы
,
выложенные
очень
сложными
комбинациями
воздушных петель
.
В
конце
XIX
века
промысел
ручной
строчки
столкнулся
с
конкуренцией
со
стороны
машин
,
позволяющих
изготавливать
вышитые
вещи
значительно
быстрее
и
дешевле
.
Неоднократные
попытки
общественных
организаций
местного
земства
помочь
промыслу
строчевышивания
реального
влияния
на
судьбу
мастериц
не
имели
.
Так продолжалось до
1920
года
.
Несмотря
на
вымирание
промысла
,
в
1912
году
состоялась
губернская
кустарно
-
промышленная
выставка
во
Владимире
,
на
которой
,
кроме
холуйских
икон
,
село
выставило
и
строчку
.
Экспонаты
этой
выставки
были
отправлены
в
Англию
и
имели
большой
успех на
выставке
в Лондоне
.
В
период
с
1912
по
1928
год
в
селе
Холуй
действует
учебная
показательная
школа
.
Ученицы
под
руководством
опытных
и
знающих
вышивку
мастеров
приобретали
теоретические
и
практические
знания
,
что
в
будущем
оказало
большое
влияние
на
развитие
производства
.
В
учебную
показательную
школу принимались
девушки
до
25
лет
и
не
моложе
12
лет
.
Срок
обучения
в
школе
составлял
3
года
.
В школе
препо
-
давалась
не
только
художественная
вышивка
,
но и
рисование
.
Изучая
исторические
и
архивные
документы
,
мы
выяснили
,
что
строчевые
артели
,
созданные
одна
в
1920
году
во
главе
с С
.
Д
.
Гребёнкиной
,
другая
в
1922
году
во
главе
с
Ф
.
И
.
Тепляковой
,
просуществовали
совсем
недолго
.
Великая
Отечественная
война
прервала
мирный
труд
всего
народа
,
в
том
числе и
творческую
работу
вышивальщиц
.
Многие
из
них
ушли
на
фронт
.
Оставшиеся мастерицы
занялись шитьем
белья
для Вооружённых
сил
.
B 1943
году
строчевышивальная
артель
возобновила
свою
деятельность
.
В
этом
же
году
открывается
проф
-
техшкола
для
подготовки
квалифициро
-
ванных
мастеров
лаковой
миниатюры
,
а
в
1948
году
организуется
первый набор
Становление и развитие профессионального
образования в области холуйской вышивки
Ю.А. Артамонова. Дипломная
Работа,
рук. И.А. Комиссарова.
Техника «Ивановская строчка»,
2014 г.
Панно «Холуй». Техника
«Белая гладь», 1975 г.
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook