Мстёра – жемчужина России
размышления на тему
выставки
С
4
декабря
по
27
января
во
Всероссийском
музее
декоративно
-
прикладного
и
народного
искусства
в
Москве
проходила
ретроспективная
выставка
живописного
искусства
Мстёры
под
названием
«
Старинный
русский
промысел
Мстёры
.
Мстёра
жемчужина России
».
Выставка
заняла
всю
площадь
выставочного
зала
и
представила
зрителям
историю
развития
мстёрского
художественного
промысла
,
начиная
со
времени
расцвета
иконописного
искусства
дооктябрьского
периода
,
заканчивая
недавно
созданными
иконописными работами и
произведениями
лаковой живописи
.
согласного
мнения
специалистов
и
художников
при
непосредственном
визуальном
восприятии
самих шедевров
становится
тому
объективным
доказательством
.
Качество
исполнительской
техники
,
цветовая
гармония
,
тонкий
вкус
в
выборе
орнаментального
декора
,
соответствующего
духовно
-
эстетическому
содержанию
конкретного
изображаемого
образа
,
наконец
сами
образы
как
иконописная
трактовка
личности
Бога
,
Богородицы
или
персоны
святого
человека
всё
,
соединяясь
в
целом
,
приобретает
ту
законченность
,
которая
называется
совершенством
(
греческое
слово
«
совершенный
»
означает
исполненный
полноты
).
К
этим
иконам
хочется
возвращаться
,
разглядывать их и
любоваться
ими
снова и
снова
.
Для
современных
иконописцев
они
сегодня
,
по
сути
, –
тот
ориентир
,
который
задаёт
направление
к
самосовершенствованию
на
пути
профессиональной
деятельности
,
если
они
хотят
на
равных
соперничать
со
своими
предшественниками
.
Достичь
этого
уровня
будет
непросто
и
для
этого потребуется немалое
время
.
Коллекцию
лубков
продолжает
выставка
старинной
иконы
.
Когда
иконописание
во Мстёре
обрело форму
промысла
,
то
по
своему
художественно
-
техническому
уровню
оно
разделилось
на
две
основные
группы
.
Одну
составляли
самые
неискусные
и
дешёвые
изделия
и
иконы
средней
руки
,
другую
высококачественные
произведения
,
в
своих
лучших
образцах
восходящие
к
высокому искусству
.
Конвергенция
оценочно
-
описательной
характеристики
искусствоведческой
литературы
и
общего
Лубочная
литография И
.
А
.
Голышева
Мстёрские
художники
,
обсуждая
эту
выставку
старинной
иконы
и
рассуждая
между
собой
,
говорят
о
сложностях
и
проблемах
современного
иконописания
как
трудного
этапа
возрождения
этого
искусства
,
связанного
с
утратой
тонких
и
важных
знаний
.
Как
достичь
той
культуры
цвета
,
когда
видишь
не
краску
,
но
свет
,
как
добиться
невидимого
тонального
перехода
в
цветовых
растяжках
,
как
практически
(
теория
известна
)
восстановить
те
приёмы
работы
с
творёным
золотом
,
при
которых оно
в
тончайших штрихах
легло
бы предельно плотно
,
фактурно и
рельефно
,
создавая
эффект пластически
осязаемого
объёма
моделируемой
формы
?
Как
сделать
белильные
штрихи
-
оживки
на
ликах
,
чтобы
они
были
одновременно
мягкими
,
тонкими
,
почти невидимыми и
чётко
графичными
?
Подобных
вопросов множество
.
Да
и
сами
материалы
,
и
инструменты
уже
совсем
не
те
,
что
были
раньше
,
сетуют
современные
участники
выставки
.
Как
тщательно
ни
утваривай
цинковые
белила
(
в
отличие
от
титановых
,
они
структурно
гораздо
тоньше
),
всё
равно
не можешь
достичь
желаемого
эффекта
тончайшей
воздушности
.
Как
приготовить
краски
,
чтобы
они
ложились
прозрачными
слоями
,
создавая
абсолютно
невидимые
глазу
нежнейшие
цвето
-
тоновые
переходы
?
И
,
как
,
к
примеру
,
работать
даже
с
наличествующей
хорошей
краской
,
чтобы
она
из
материи
превратилась
в
одухотворённый
светозарный
образ
,
где
нет
пестроты
,
где
красочное многообразие
сливается
в
гармоническое
единство
?
И
хороших
кистей
теперь
никто
не
умеет
делать
.
Есть
,
правда
,
один
мастер
,
но
и
у
него
не
то
качество
,
которое
хотелось
бы
иметь
.
А
может
быть
,
у
старых
мастеров
и
постановка
глаза
,
и
видение
были
тоже
другие
?
По
общему
мнению
современных
ведущих
художников
-
иконописцев
мстёрского промысла
,
сегодня
выйти на
уровень
старых мастеров
вряд
ли представляется
возможным
.
Экспозицию
открыла
коллекция
лубков
,
которые
выпускались
сельской
литографией
,
принадлежавшей
мстёрским
жителям
отцу
и
сыну
Голышевым
.
Хотя
фактически
функционирование
литографии
осуществлялось
благодаря
именно
деятельности
сына
Ивана
Александровича
местного
археолога
-
любителя
,
краеведа
,
статиста
,
культурного
деятеля
и
просветителя
(
он
первым
сделал
попытку
систематизировать
и
улучшить
художественное
образование
во Мстёре
),
который
был
там и
«
главным
художником
» –
литографировал и поновлял
обветшавшие
листы
с популярными
в
народе
картинками
,
разрабатывал
свои
новые
сюжеты
и
рисунки
,
следил
за
процессом
оттиска
.
В
своё
время
типографию
Голышевых
посетил
Н
.
А
.
Некрасов
и
одобрительно
отозвался
о
её
деятельности
.
Он
признал
просветительское
значение
доступных
народных
картинок
и
недорогих
книжек
со
стихами
и
рассказами
русских
литераторов
,
массово
выпускавшихся
этим
редким
для
сельской
российской
глубинки
предприятием
.
Известно
,
что
на
становление
нового
светского
искусства
лаковой
миниатюрной
живописи
оказывала
непосредственное
влияние
не
только
иконописная
традиция
.
В
канву
композиций
первых
миниатюр
вплетались
также
и
изобразительные
элементы
,
темы
,
сюжеты и мотивы лубочных
картинок
2
№ 7 февраль 2013
1 3,4,5,6,7,8