Надо
сказать
,
что
дискуссия
о
соответствии
и
не
соответствии
традиции
и
о
том
,
что
есть
собственно
сама
традиция
,
велась
среди
искусствоведов
,
знатоков
,
любителей
и
художников
искусства
мстёрской
миниатюры
всегда
от
самого
его
зарождения
и
становления
по
сей
день
.
Также
обладает
постоянством
и факт
существования
двух
позиций
.
Адепты
каждой
из
них
считают
своё
мнение
истинным
,
а
противоположное
-
ошибочным
.
На
это
можно
только
сказать
,
что
стилистическая
условность
мстёрской
миниатюры
,
решаемая
одними
и
теми
же
способами
и
приёмами
традиционной
темперной
живописи
,
пришедшими
из
иконописного
прошлого
,
способна
«
переварить
»
и
синтезировать
любые
творческие
нововведения
.
Художественный
язык
и
изобразительная
форма
декоративной
живописи Мстёры
настолько
мощная
и
всеохватывающая
,
что
даже
самая
яркая
индивидуальность
не
может
кардинально
её
изменить
.
Скорее
она
в
этом
искусстве
найдёт
своё
место
,
встроится
в него и
,
таким образом
,
его обогатит
.
В
своё
время
Мстёра
лишилась
очень
интересного
художественного
направления
,
возникшего
в
творчестве
И
.
К
.
Балакина
.
Несправедливо
обвинённый
в
нарушении
и
не
следовании
традиции
,
он
уехал
из
посёлка
,
и
промысел
несколько
обеднел
в
своём
стилевом
разнообразии
.
А
ведь
если
придерживаться
подобной
критики
,
то
и
творчество Л
.
А
.
Фомичёва
тоже
можно
охарактеризовать
как
совсем не
традиционное
.
Но попробуй
,
исключи
его из
общей
картины мстёрского промысла
.
Любые
новации
,
если
только
они
не
исходят
из
внешнего
поверхностного
скольжения
по
стилевому
признаку
,
а
произрастают
из
внимательного
и
серьёзного
погружения
в
сущностные
основы
уникального
искусства
,
в
творчество
бывших
иконописцев
,
соединивших
древность
с
новью
,
могут
стать
неотъемлемой
частью
традиции
.
И
со
временем
сами
стать
этой
традицией
.
На
это
могут
возразить
,
что
в
промысле
много
молодежи
.
Только
за
последние
три
года
в
Союз Художников
России
вступило
девять
человек
,
недавних
выпускников
мстёрского
учебного
заведения
.
Это
так
,
но
,
ВСЕ
они
занимаются
иконописанием
!
Сегодня
существует
прекрасная
возможность
получения
высшего
образования
в
области
народных
искусств
,
в
том
числе
в
мстёрской
лаковой
миниатюрной
живописи
.
Однако
и
выпускники
бывшего
училища
,
начиная
с
2004
года
,
и
молодые
специалисты
,
закончившие
Высшую
школу
народных
искусств
в
Санкт
-
Петербурге
, –
НИКТО
не
реализует
себя
творчески
в
миниатюре
.
И
судя
по
всему
в
ближайшее
время
этого
делать
не
намерены
.
Данному
печальному
обстоятельству
сопутствует
целый
комплекс
проблем
.
В
рамках
статьи
,
посвящённой
прекрасной
выставке
,
его
невозможно
обстоятельно
осветить
.
Можно
лишь
утвердительно
говорить
,
что
основная
причина
этого
факта
кроется
в
отсутствии
действенной
государственной
протекционной
политики
в
отношении
своего
национально
-
культурного
наследия
.
Какие
-
то
шаги
в
этом
направлении
государство
предпринимает
,
но
они
редки
,
слишком
дискретны
и
бессистемны
и
,
как
следствие
,
существенным
образом не могут повлиять на положение дел
в
этой
области
.
Переломить
сложившуюся
с
90-
х
гг
.
общую
тенденцию
к
сужению
и
уплощению
духовного
пространства
России
и
зависимости
культурной
политики
государства
от
власти
капитала
сверхбогатого
меньшинства
пока
не
удаётся
отсутствует
закон
о
государственной
стратегии
в
сфере
культуры
и
художественной
деятельности
.
По
прогнозам
многих
авторитетных
аналитиков
,
в
ближайшем
и
обозримом
будущем
такого
рода
программ
,
направленных
в
будущее
,
не
появится
.
В
настоящее
время
художественный
промысел
Мстёры
вновь
возвращается
в
своё
прежнее
русло
иконописание
.
Анализ
современного
состояния
мстёрского
промысла
показывает
,
что
сегодня
в
основном
его
существование
вновь
,
как
и
в
былые
времена
,
определяется
иконописанием
.
Народный
промысел
,
по
определению
, –
это
стихийное
самообразование
,
возникающее
на
экономически
выгодной
почве
.
А
если
её
нет
,
то
поддерживать промысел искусственным путём
это
лишь ненадолго продлевать
его
агонию
.
В
этом мнении
сходятся
и
участники
выставки
,
и
все
люди
,
заинтересованные
в
сохранении
национальной
культуры
.
Первый
директор
музея
на
Делегатской
,
Антонина
Яковлевна
Степанова
,
также
твёрдо
и
убеждённо
говорит
об
этом
:
«
Сохранение
живой
династической
связи
поколений
в
народном
искусстве
и
творчестве
крайне
важно
для
сохранения
его
жизнеспособности
.
Народное
искусство
это живительный
воздух
и
чистая
ключевая
вода
,
пробивающаяся
из
земных
глубин
.
Они
дают
возможность
не
погибнуть
в
современном
удушающем
мире
,
зомбированном
поп
-
и
масскультурой
.
Нынешние
хозяева
российской
рыночной
экономики
абсолютно
равнодушны
и
к
самой
народной
культуре
,
и
к
проблемам
её
выживания
.
Задачи
сохранения
таких
важнейших
человеческих
ценностей
,
как
собственная
национальная
культура
и
народное
искусство
,
необходимо
ставить
и
решать
на
государственном
уровне
».
Председатель
Мстёрского
союза
художников
А
.
К
.
Якимочев
выразил
сомнение
относительно
оптимистичных
надежд
В
.
Ф
.
Некосова
в
том
,
что
миниатюра
как
уже
прочно
утвердившееся
художественное
мировое
явление
умереть
не
может
.
Он
возразил
,
что
если
в
ближайшем
будущем
не
будет
реальной
государственной
поддержки
,
то
катастрофа
станет
неизбежной
и
реальной
.
Об
этом
же
утвердительно
говорил
при
торжественном
открытии
выставки
и
заслуженный
художник
России
В
.
П
.
Фокеев
: «
Выставка
грандиозная
,
но
в
целом
положение
всё
же
плачевное
;
в
80-
е
годы
такую
по
размеру
выставку
составляли
только
произведения
лаковой
миниатюры
.
Многие
художники
могут
сейчас
претендовать
на
государственные
награды
,
звания
и
премии
.
Потом
,
после
смерти
,
возможно
будут
говорить
об их
вкладе
в национальную
культуру
.
А надо
говорить
об
этом
сейчас
.
И не
только
говорить
,
но
и
всячески их
поддерживать на
государственном уровне
;
широко пропагандировать
само искусство
».
И
всё
же
хочется
закончить
размышления
на
тему
этой
замечательной
выставки
благодарственными
словами
директора
Мстёрского
художественного
музея
В
.
В
.
Поздняковой
,
которая
от
всех
её
участников
поблагодарила
куратора
выставки
Л
.
Л
.
Пирогову
и
директора
музея
на
Делегатской
Е
.
В
.
Титову
«
за
праздник
души
!»,
который
они
всем
подарили
.
В
заключение
она
выразила
надежду
,
что
народное
искусство
,
имея
большие жизненные
силы
,
всё
-
таки
пробьётся
и
преодолеет
всякие преграды
,
встающие на
его пути
.
Мы
все
и
участники
,
и ценители
,
и предприниматели
присоединяемся
к
этим
словам
.
Мы
тоже надеемся на
лучшее
.
В
.
Ю
.
Борисова
,
зам
.
директора по научно
-
методической
работе Мстёрского филиала ВШНИ
(
Продолжение темы
в мартовском номере
газеты
)
И
вот
здесь
по
логике
рассуждений
следовало
бы
сделать
важное
замечание
или
предупреждение
начинающим
художникам
-
миниатюристам
о
необходимости
прежде
экспериментирования
сначала
серьёзно
и
вдумчиво
изучить
классическое
наследие
.
Но
адресатов нет
!
Сегодня
творчески
реализующую
себя
в
мстёрской
лаковой
миниатюре
молодёжь
представляет
в
единственном
числе
младший
сын
В
.
Н
.
Молодкина
Николай
.
Процесс
его
самостоятельного
становления
протекает
под
благотворным
влиянием
отца
и
старшего
брата
Дениса
.
И
очень
хотелось
бы
надеяться
,
что
его
творчество
не
окажется
последним
,
завершающим
аккордом
сыгранной
симфонии
прославленного и
уникального промысла Мстёры
.
Супруги
Молодкины
:
Николай
Владимирович
(
миниатюрист
)
и
Анна Андреевна
(
иконописец
)
5
№ 7 февраль 2013
1,2,3,4 6,7,8