Видимо
,
дело
в
том
,
что
когда
-
то
была
прервана
линия
династической
непосредственной
передачи мастерства
новым
поколениям
.
До
нашего
времени
дошли
некоторые
письменные
указания
и
описания
последовательности
выполнения
иконы
.
Но
они носят
лишь
самый
общий
характер
,
да и
к
тому же
далеко не
всё можно
документально
описать
.
Особенно
,
когда речь
идёт
о
секретах мастерства
,
которые не принято
было
раскрывать посторонним людям
–
их передавали
только по наследству
.
Конечно
,
основные
технологические
приёмы
сохранились
до
наших
дней
,
но
они
могут
обеспечить
только
ремесленный
уровень
.
Тонкие
же
и
важные
секреты
иконописания
,
возводящие
ремесло
к
искусству
,
судя
по
всему
,
безвозвратно
утрачены
.
Новым
поколениям
придётся
открывать
их
заново
.
Вопрос
–
захотят
ли
?
Сумеют
ли
?
Во
всяком
случае
,
это желание
потребует
напряжённой
духовной
и
интеллектуальной
работы
и
немалого
времени
,
возможно
,
не
одного
поколения
.
Среди
современных
икон
,
продолжающих
экспозицию
старых шедевров
,
можно
отметить
работы А
.
Грачёва
,
как
наиболее
приближенные
по
художественному
и
техническому
уровню
к
старым
образцам
.
Иконы
других
художников
Мстёры
,
относящихся
к
поколению
старших
и
зрелых
мастеров
,
также
добротно
выполнены
и
характеризуются
высокой
техникой
исполнения
.
Они
отличаются
разнообразием
авторского
прочтения
канонической
иконографии
и
стилей
,
несущих
в
себе признаки искусства
лаковой миниатюры
.
Работы
молодых
иконописцев
грешат
тем
,
что
,
увлекаясь
технической
моделировкой
и
разделкой
формы
,
они
забывают
собственно
о
самой
форме
и
теряют
её
;
форма
раздувается
и
расплывается
в
границах
контуров
.
Отдельные
вспомогательные
элементы
,
с
помощью
которых
она
должна
лепиться
и
формироваться
,
становятся
самодовлеющими
;
именно
на
них
обращено
внимание
молодого
художника
,
а
не
на
главное
–
саму форму
.
А
ведь
искажение формы
–
это
есть
искажение
образа
.
Культура
цвета
в
иконах
молодёжи
также
пока
оставляет
желать
лучшего
.
Однако
,
тем
не
менее
,
в
их
творчестве
видно
стремление
к
совершенствованию
,
и
в
области
иконописания
намечен
курс
к
высоким
достижениям
.
Молодёжь
видит
перспективы
на
этом пути
,
и
есть надежда
,
что
общими
усилиями
они
сумеют
если не
достичь
,
то
,
во
всяком
случае
,
приблизиться
к
высочайшему уровню иконописцев
старой Мстёры
.
А
вот
что
касается
проблемы
сохранения
и
развития
искусства
лаковой
миниатюры
в
аспекте
образовавшейся
на
сегодня
пустоты
в
линии живой
преемственности
поколений
,
то
на
этой
выставке
она
проявила
себя
предельно
отчётливо
и
выпукло
.
Так
в
приветственном
слове
в
честь
открытия
выставки
заслуженный
художник
России
В
.
Ф
.
Некосов
,
отметив
высокий
профессиональный
уровень
экспозиции
современной
миниатюрной
живописи
,
выразил
сожаление
о
том
,
что
в
количественном отношении
она
значительно меньше иконописной
.
Мстёрская
лаковая
миниатюрная
живопись
,
так
же
как
и
иконопись
,
на
этой
выставке
представленная
в
ретроспективе
,
в
который
раз
убедительно
доказала
свою
художественную
состоятельность
–
как
равная
среди
прочих
видов
мирового
живописного
искусства
.
Как
и
всегда
,
произведения
декоративной
миниатюры
вызвали
всеобщее
неподдельное
восхищение
зрителей
.
По
-
прежнему
вызывают
интерес
и
пристальное
внимание
работы
мастеров
-
основоположников
.
С
течением
времени
,
во
всё
убыстряющемся потоке меняющихся
взглядов
,
вкусов и
художественных направлений
,
они
остаются
современными и
,
как
всякая
классика
,
останутся
таковыми
навсегда
.
Несколько
их
работ
–
первых
опытов
работы
на
папье
-
маше
,
наглядно
показывают
,
насколько
непростым
был
период
поисков
пути
нового
искусства
и
его
становления
.
Желание
сохранить
себя
как
представителей
большой
художественной
культуры
,
своё
бесценное
,
наработанное
совместным
с
предыдущими
поколениями
нелёгким
трудом
высокое
мастерство
,
наконец
–
само
столетиями
развивавшееся
и
сохранённое
в
послепетровское
время
живое
древнее
искусство
,
оказалось
настолько
сильным
,
что
в
конечном
итоге
определило
весь
жизненный
смысл
и
цели
этих
людей
.
А
это
,
в
свою
очередь
,
потребовало
самоотверженного
труда
и
духовно
-
интеллектуальной
перестройки
.
Удивительным
представляется
,
насколько
в
короткие
сроки
бывшие
иконописцы
-
ремесленники
смогли
выйти
на
уровень
творческих
художников
,
самостоятельных
,
самобытных
и
,
вместе
с
тем
,
объединённых
общим
представлением
о
стилевом
направлении
создаваемого
ими
нового
искусства
.
Одним
из
слагаемых
этого
яркого
успеха
,
несомненно
,
был
мощный
художественный
потенциал
,
таившийся
в
каждом
из
них
как
часть
большой
общей
иконописной
культуры
,
накопленной
многочисленными
поколениями
предшественников
.
Другим
важным
фактором
этого жизнеопределяющего движения
было
внутренне
убеждение
в нужности и пользе предпринятого
дела
.
Поражает
своей
свежестью
живопись
народного
художника
России
И
.
А
.
Фомичёва
.
Она
не
утратила
со
временем
ни
чистоты
цвета
,
найденного
в
тонких
нюансах
с
помощью
кропотливой
техники
многослойного
письма
,
ни
композиционно
-
тематической
актуальности
.
Техническое
исполнение
его
работ
изумляет ювелирной
филигранностью
.
Никто
из
современных
миниатюристов
уже
давно
так
не
пишет
.
Говорят
,
что
будто
бы
он
знал
какие
-
то
секреты
,
которые
в
своё
время никому не открыл
.
Впрочем
,
великолепные
произведения
И
.
Н
.
Морозова
,
Н
.
П
.
Клыкова
и
других
мастеров
-
основателей
тоже
созданы
посредством
техники
многодельного
кропотливого
письма
.
Однако
все
свои
секреты
они
охотно
передавали
молодым
,
чтобы
было
,
кому
продолжить
их
начинание
.
Для
чего
и
специальную
художественную
школу
во Мстёре
открыли
.
Скорее
всего
,
дело
не
в
утрате
каких
-
то
секретов
,
а
в
том
,
что
подобное
исполнение
требует
очень
неторопливого
и
глубокого
погружения
в
исполняемую
работу
.
Вряд
ли
сегодня
это
условие
выполнимо
.
Современность
определяет
иные
изобразительные
способы
и
живописные
подходы
в
решении
новых
тем
и
сюжетов
,
или
иногда
неожиданные
интерпретации
сюжетов
старых
,
традиционных
.
Так
или
иначе
,
но
оправданием
новаторства
всегда
будет
исполнение
того
важного
условия
,
при
котором
,
новое
,
отличаясь
от
старого
,
должно
быть
по
силе
психологического
воздействия
и
эмоционального
впечатления
если
не
лучше
его
,
то
,
во
всяком
случае
,
никак
не
хуже
.
У
художников
второго
поколения М
.
К
.
Дмитриевой
,
Е
.
Н
.
Зониной
,
Б
.
Н
.
Любомудрова
и
других
это
получилось
.
Они
в
своих
миниатюрах
,
разработав
собственные
черты
и
узнаваемый
авторский
почерк
,
явно
отличающиеся
внешне
от
произведений
своих
учителей
,
в
раскрытии
темы
,
твёрдо
держались
принципов
стилистического
декоративизма
,
положенных
в основу искусства мстёрской миниатюры
.
3
№ 7 февраль 2013