4
№ 92 октябрь 2020
5
октября коллектив
Института
традиционного прикладного искусства поздравил
с юбилеем
Юлию Сергеевну Салтанову
,
доцента ИТПИ
,
кандидата
педагогических наук
.
Тридцать
с лишним лет жизни Юлии Сергеевны
связаны
с нашим
учебным
заведением
,
которое прежде именовалось
Московская школа художественных ремесел
.
За плечами путь
от
студентки до ведущего
специалиста в
области
художественной росписи
ткани
,
опытного преподавателя
,
воспитавшего поколения молодых
художников
,
кандидата
педагогических наук
,
автора научных
статей и
учебников
.
Юлия
Сергеевна
,
а
с
чего
всё
начиналось
?
Можно
сказать
,
со
случайности
.
Случай
-
ность
,
которая
повлияла
на
всю
остав
-
шуюся
жизнь
.
В
1987
году
я
окончила
школу
и
понимала
,
что
нужно
учиться
дальше
,
чтобы
приобрести
достойную
профессию
.
Но
где
учиться
,
даже
не
представляла
.
В
тот
день
мы
ехали
на
электричке
из
своего
родного Щелкова
на
какой
-
то
очередной
День
открытых
две
-
рей
и
совершенно
случайно
разговори
-
лись
с
попутчицей
.
Это
была
Нина
Егоровна
Чайкова
,
преподаватель
Мос
-
ковской школы
художественных
ремесел
.
Она
рассказала
мне
про МШХР
и
упомя
-
нула
,
что
в
этом
году
в
нее
впервые
наби
-
рают
не
только
москвичей
,
как
это
было
обычно
,
потому
что
школа
считалась
городской
.
Я
решила
попробовать
туда
поступить
,
представление
об
изобрази
-
тельном
искусстве
у меня
было
–
училась
несколько
лет
в
художественной
школе
.
Сдала
вступительные
экзамены
,
и
меня
приняли
.
Директором
школы
была
Валентина
Федоровна
Максимович
.
Наталия
Равильевна
Казанская
препода
-
вала
мастерство
,
Елена
Леонидовна
Воронина
-
композицию
и
живопись
.
После двух
лет
учебы и
защиты дипломов
нас
отправили
работать
по
распре
-
делению
на
Мытищинскую
фабрику
художественной
росписи
тканей
.
С
этой
фабрикой
наше
учебное
заведение
было
тесно
связано
.
Сюда
мы
ездили
на
экс
-
курсии
,
здесь
проходили
практику
,
на
фабрике
нам
изделия
запаривали
,
ре
-
зервы
,
краски
мы
оттуда
получали
.
Сей
-
час
эта
фабрика
,
к
сожалению
,
не
рабо
-
тает
.
Еще
когда
мы
учились
,
шел
разговор
,
что
Валентина
Федоровна
собирается
открыть
в
МШХР
новый
уровень
обучения
–
колледж
.
Меня
и
Надежду
Черную
,
которая
выпускалась
на
год
позже
,
она
пригласила
поступать
.
У
меня
к
этому
времени
уже
был
стаж
работы
на
фабрике
.
Так
мы
,
будучи
постарше
,
влились
в
группу
,
которая
плавно
переходила
из
училища
в
кол
-
ледж
,
и
проучились
еще
два
года
,
с
91
по
93.
Учиться
было
интересно
,
в
колледже
появились
творческие
задания
,
позволя
-
лось
экспериментировать
.
Нам
повезло
,
что
проектирование
и
живопись
у
нас
вела
Елена
Борисовна
Григоревская
.
Она
была
талантливым
художником
и
педаго
-
гом
,
человеком
необыкновенно
творче
-
ски
одаренным
и
воспитывала
в
нас
,
своих
учениках
,
такое
же
творческое
горение
.
К примеру
,
натягивалась на
раму
ткань
,
и
сразу
же
расписывались
платки
.
Мы
могли
использовать
для
композиции
свои
зарисовки
с
пленэра
,
с
живописи
,
еще
какие
-
то
наработанные
материалы
,
чтобы
развить
идею
и
воплотить
ее
в
материале
.
Работа
,
конечно
,
кропотливая
,
процесс
длительный
,
но
это
была
прекрасная
практика
и
опыт
.
Мотивация
для
творчества
была
очень
высокая
.
И
еще
–
была
заинтересованность
в
конечном
результате
.
К
тому
времени
,
когда
я
окончила
колледж
,
было
принято
решение
о
создании
нашей
кафедры
в
Московском
государственном
институте
культуры
,
и
я
пошла
учиться
в
институт
.
Получается
,
везде
была
выпускницей
первых
экспериментальных
групп
.
Институт
окончила
в
1995
году
экстерном
за
два
года
.
Дипломной
работой
были
большая
шаль
и
выполненный
на
ее
основе
платок
стандартных
размеров
.
Идеей
была
трансформация
рисунка
в
разных
форматах
.
В
институт
ездила
на
занятия
по
вечерам
,
одновременно
уже
работала преподавателем
в МШХР
.
Как
получились
,
что
Вы
стали
педагогом
?
Может
,
это
судьба
?
Ведь
недаром
Всемирный
день
учителя
совпадает
с Днем Вашего рождения
?
Еще
в
школе
,
задумываясь
о
будущей
профессии
,
я
была
уверена
:
кем
я
точно
никогда
и
ни
за
что
не
буду
,
так
это
учителем
.
Мне
казалось
,
что
это
совершенно
не мое
.
Я
даже
и
представить
не
могла
,
что
на
протяжении
многих
лет
буду
работать
преподавателем
.
Но
повзрослела
,
предложили
,
убедили
,
решилась
попробовать
.
Приняли меня
на
работу
летом
,
сразу
после
окончания
колледжа
.
И
первая
моя
самостоятельная
деятельность
как
педагога
заключалась
в
том
,
что
я
работала
в
приемной
комиссии
,
общалась
с
абитуриентами
,
родителями
.
Набор
тогда
был
большой
,
несколько
групп
по
каждому
направлению
.
На
первых
порах
было
непросто
.
Я
даже
внешне
не
очень
-
то
отличалась
от
студентов
,
было
непривычно
слышать
,
как
они
называют
меня Юлией Сергеевной и
видеть
,
что
они ждут
от меня
помощи и
решения
всех
проблем
.
Я
преподавала
мастерство
,
чи
-
тала
спецтехнологию
.
Очень помогло
как
начинающему
учителю
то
,
что
в
колле
-
дже
у
нас
был
предмет
«
Педагогика
»,
который
преподавала
Энесса
Петровна
Воронецкая
.
Под
ее
руководством
мы
разрабатывали
планы
уроков
,
проходили
педагогическую
практику
–
вели
различ
-
ные предметы
в
группах младших
курсов
.
Без
этих
знаний
я
даже
и
не
представляю
,
что
бы
делала
на
первых
порах
,
пока
не
наработала
собственный
опыт
.
Знания
по
педагогике
,
полученные
в
колледже
,
при
-
годились
даже
тогда
,
когда
я
уже
рабо
-
тала
над
диссертацией
на
тему
«
Содер
-
жание
обучения
цветоведению
будущих
художников
традиционного
прикладного
искусства
»,
защита
которой
состоялась
в
2010
году
. «
Цветоведение
» -
это
еще
одна
дисциплина
,
которую
мне
поручили
преподавать
.
Разработала
авторскую
программу
,
творческие
задания
,
экспери
-
ментировали
со
студентами
.
Всё
это
легло
в
основу
диссертационного
иссле
-
дования
.
Было
очень
интересно
и
мне
,
и
ребятам
.
Наши
выпускники
,
которые
после
колледжа
продолжили
свое
обуче
-
ние
в
других
вузах
,
говорили
,
что
знания
по цветоведению им очень пригодились
.
Если
вернуться
к
началу
Вашей
педа
-
гогической
деятельности
,
наверняка
у
Вас
остались
какие
-
то
воспоминания
о
той
поре
,
впечатления
,
которые
осо
-
бенно
запомнились
.
Их
много
.
Работать
было
очень
интересно
.
Группы
набирали
большие
,
творческие
.
Да
и
сам
подход
к
обучению
был
таким
,
что
эти
творческие
задатки
студентов
развивались
.
Ярким
воспоминанием
осталась
работа
во
время
учебной
практики
с
необыкновенно
талантливыми
девчонками
из
вузовской
группы
,
когда
им
было
дано
творческое
задание
расписать
шарфы
,
создавая
композиции
по
впечатлению
от
творчества
Климта
и
Хундертвассера
.
Работа
шла
очень
быстро
,
делали
фор
эскиз
и
сразу
же
переносили
на
ткань
.
Они
с
таким
энтузиазмом
подошли
к
этому
заданию
!
Столько
запала
,
задора
!
До
сих
пор
выполненные
тогда шарфы
и
палантины
впечатляют
смелостью
композиционных
и
колористических
решений
,
глубиной
творческого
поиска
.
Теперь
мы
больше
внимания
уделяем
копированию
.
Это
,
безусловно
,
важный
аспект
в
учебном
процессе
.
Учиться
на
примере
лучших
образцов
,
постигать
логику
построения
образа
,
цветового
решения
–
это
просто
необходимо
,
Наши юбиляры