п
Наш электронный адрес:
Главный редактор Л.П. Калинина
Технический редактор В.В. Чесноков
Электронная версия газеты размещена
на сайте
8
№ 16 ноябрь 2013
«В декабре 1911 г. журнал «Старые годы» в заметке «Вести за месяц» сообщал: «Недавно Женским патриотическим Обществом
устроена в Петербурге «Школа Народного Искусства», цель которой – поддержать старинное народное искусство и не утратившие
связи с ним современные кустарные промыслы. В музей школы… поступили… ценные коллекции старинных вышивок, шитья золотом,
резьбы… и пр.»
Первоначально школа размещалась в случайных помещениях, но впоследствии было решено построить для нее собственное здание на
выделенном в Михайловском саду угловом участке, примыкавшем с севера к берегу Мойки и с запада к набережной Екатерининского
канала. Обществом архитекторов-художников был объявлен конкурс на составление эскизного проекта здания Школы Народного
Искусства. В состав жюри вошли видные зодчие Петербурга: Ф. И. Лидваль, М.М. Перетяткович, М. С. Лялевич и А. О. Таманян. В
конце января 1914 г. проекты были представлены. Первую премию жюри присудило архитектору И. Ф. Безпалову, но поскольку его
композиция фасадов была признана мало удачной, эту работу поручили Н. Е. Лансере.
Перед авторами стояла трудная задача – тактично вписать новое здание в исторически сложившийся ансамбль. Зодчие удачно с ней
справились. Четырехэтажное, компактное в плане здание Школы Народного Искусства по своему масштабу и художественному образу
органично связано с окружающей средой.
Весьма характерным для творческой направленности петербургской архитектуры середины 1910-х гг. было одно из условий
программы конкурса. Оно гласило: «Стиль здания, кроме так называемого стиля «модерн», предоставляется авторам проектов».
Н.Е.Лансере остановил свой выбор на архитектуре петровской эпохи.
Новое здание размещалось между архитектурными памятниками, принадлежавшими разным историческим эпохам: с севера и запада
рядом располагались выдающиеся произведения классицизма – здание придворных конюшен (арх. В.П. Стасов) и так называемый
«дом Адамини» (арх. Д. Адамини), с юга – характерный образец псевдорусского стиля конца XIX в. – церковь Вознесения Христова
(арх. А.А.Парланд). Ее живописный силуэт создает выразительный высотный акцент со стороны Марсова поля. Тем не менее,
подобное сооружение в центре города – явление парадоксальное и вряд ли могло служить эталоном для нового здания. Избранный
Лансере стиль петровского барокко удачно смягчил диссонанс, внесенный массивным сооружением Парланда в сложившийся
классический петербургский ансамбль, сделал более плавным переход от классицизма к «русскому» стилю.
Николаем Евгеньевичем было разработано несколько вариантов, причем во всех случаях он ориентировал главный фасад здания на
север, в сторону Мойки и Марсова поля. Составители же программы считали, что главным должен быть фасад, обращенный на
набережную Екатерининского канала. Композиционная схема фасада – строгая симметрия и активно выделенный центр –
определяются в первых вариантах. В последнем варианте добавлены балконы в середине боковых частей фасада. Расположенные на
одном уровне с центральным балконом, они служат связующим звеном между всеми частями фасада.
Определив сразу же членение фасадов на два яруса (два нижних и два верхних этажа), Лансере сначала оставляет стену обоих ярусов
гладкой, размещая пилястры лишь в центре главного фасада, отмеченном небольшим выступом стены. Затем автор вводит в
композицию верхнего яруса вертикальные членения, оставляя стену нижних этажей гладкой. В осуществленном варианте вся стена
расчленена плоскими лопатками: в верхнем ярусе слегка профилированными, в нижнем – разбитыми на русты. Изменения,
вносившиеся Н.Е.Лансере в рисунок деталей фасадов, направлены на возможно большее приближение художественного образа здания
к петровскому времени. Преследуя эту цель, архитектор значительно видоизменил центральную часть главного фасада. В
первоначальных вариантах, где пилястры были подняты на высоту трех этажей, создавалось впечатление монументальности и
крупномасштабности, скорее свойственных более поздней, чем начало XVIII в., эпохе. Расчленив центр на два яруса, сократив высоту
пилястр до двух этажей и введя маленькие лопатки между окнами мансардного этажа, Н.Е.Лансере приближает масштаб композиции к
постройкам петровского времени. Об архитектуре начала XVIII в. напоминает и принятое сочетание двух цветов – темно-красных окон
с белыми деталями и характерный рисунок наличников окон и белые рустованные стены здания.
Большое внимание зодчий, как всегда, уделял решению крыши. Первоначально он завершал здание высокой, сложно расчлененной
кровлей. Убедившись в ее несоответствии с компактной конфигурацией плана, Лансере проектирует обычную кровлю, прорезанную в
центре небольшим выступом. В окончательном варианте он останавливается на крыше мансардного типа, создающей возможность
устройства более просторных и лучше освещаемых помещений, расположенных на чердачном этаже. Все архитектурные детали
(капители, пилястры, карнизы, ограды балконов) отличаются тщательной прорисовкой и тонким чувством стиля. В декоративном
оформлении фасадов принял участие и брат архитектора – художник Е.Е.Лансере. По его рисункам были выполнены герб на фронтоне
и скульптурные композиции над главным входом и в двух нишах по обеим его сторонам.
В 1915 г. журнал «Старые годы» сообщал: «Начались занятия в Школе Народного Искусства, куда принято 30 учениц,
командированных различными земствами. Постройка нового специального здания в стиле Петровской эпохи по проекту Н.Е.Лансере
обошлась в 190000 рублей, ассигнованных Главным управлением землеустройства и земледелия. Летом экскурсия учениц посетила
города Суздаль и Владимир, Полтавскую и Новгородскую губернии».
(К печати материал подготовил
А.В. Ванеев
, зам. директора по учебно-методической работе Московского филиала ВШНИ
)
Здание, в котором располагается Высшая школа народных искусств, находится в одном из красивейших уголков
исторического центра Санкт-Петербурга и имеет вековую историю. Изначально оно предназначалось для Школы
народного искусства, существовавшей в начале двадцатого века
под покровительством императрицы Александры
Федоровны. О том, как шла работа над проектом архитектурного сооружения, рассказывается в книге Г.А.Оль и Н.Н.
Лансере «Н.Е. Лансере»( Л.,1986), отрывок из которой предлагаем вашему вниманию.
Проект фасада Школы народного искусства.
Первоначальный и окончательный варианты. 1914г.
Проект балкона
Школы
Эскиз барельефа
для Школы.
Рисунок
Е.Е.Лансере