4
№ 63 декабрь 2017
В
июле
мы
совершили
поездку
на
Кавказ
,
в Грузию
. 2
июля
наша
команда
в
составе
15
человек
вылетела
из
Омска
в
Тбилиси
,
с
пересадками
в Астане
и Алма
-
Ате
. 3
июля
нас
встретил
замечательный
грузинский
гид
Давид
Кебадзе
,
и
мы
отправились
в
Степанцминду
(
Казбеги
),
отправную
точку
всех
альпинистов
,
совершающих
восхождение
на
вершину
Казбек
.
Переночевав
в
поселке
Казбеги
,
мы
отправились
к
монастырю
Гергетской
Троицы
Самеба
,
находящийся
на
высоте
2200
м
,
откуда мы
уже пошли
с
тяжелыми
рюкзаками
до
стоянки
«
Зеленые ночевки
»
(3000
м
).
Монастырь
Гергетской
Троицы
–
уникальное
священное
место
Грузии
.
Он
построен
в
XIV
веке
и
является
крестово
-
купольным
храмом
.
Во
время
нашествия
персов
в
XVIII
веке
именно
в
Гергетской
церкви
был
спрятан
крест
святой
Нино
.
Несмотря
на
запрет
богослужений
в
советское
время
,
храм
оставался
популярным
у
туристов
.
Внутри
церкви
довольно
аскетичное
убранство
,
сохранилось
всего
несколько
фрагментов
фресок
.
Снаружи
храм
украшают
рельефы
солнца
,
виноградной
лозы
и
различных животных
.
Гергетскую
церковь
запечатлел
в
поэзии
А
.
С
.
Пушкин
,
написав
стихотворение
«
Монастырь
на
Казбеке
».
С
«
Зеленых
ночевок
»
мы
отправились
к
Метеостанции
, 3600
м
,
это
был
наш
базовый
и
штурмовой
лагерь
,
в
котором
мы
провели
несколько
дней
.
Путь
к
Метеостанции
лежит
через
ледник
Гергети
,
и
в
некоторых
местах
мы шли
в
«
кошках
».
На
самой Метеостанции
стоит
здание
–
приют
для
альпинистов
,
построенное
в
1933
году
,
это
аналог
здания
«
Приют
Одиннадцати
»,
располо
-
женного
на
южной
стороне
Эльбруса
и
построенного
в
это
же
время
,
но
,
к
сожалению
,
сгоревшего
в
1998
году
.
С
Метеостанции
мы
совершали
акклиматизационные
выходы
к
Фирновому
плато
на
4100
м
и
к
небольшой
часовне
неподалеку
от
станции
.
Два
дня
мы
ждали
хорошей
погоды
,
и
8
июля
,
в
единственный
день
,
когда
было
погодное
окно
,
совершили
восхождение
на
Казбек
.
В
этот
день
вышли
все
группы
,
которые
были
на
Метеостанции
,
потому что
такого шанса
с
погодой
могло
и
не
быть
в
ближайшие
дни
.
А
для
альпинистов
каждый
пропавший
день
–
это
и
упущенное
время
,
и
деньги
.
Наша
команда
(12
человек
)
вышла
в
2:15,
на
вершине
были
в
11:40.
Спустились
к
Метеостанции
в
16:45.
Классический
маршрут
восхождения
категории
сложности
2-
Б
достаточно
сложный
технически
.
В
этот
день
был
сильнейший
ветер
,
который
сносил
со
склона
даже
мужчин
.
Благодаря
связкам
нам
удалось
избежать
срывов
.
Склоны
Казбека
мне
показались
намного
круче
Эльбрусских
,
и
был
опасный
момент
перед
самой
вершиной
–
очень
крутые
участки
,
где
нужно
внимательно
и
осторожно
влезть
наверх
.
Из
-
за
сильного
ветра
спуск
получился
очень
длительным
,
каким
-
то
бесконечным
,
потому
что
ветер
мог
снести
людей
,
и
приходилось
подстраиваться
под
порывы
ветра
и
концентрироваться
до
предела
,
чтобы не
упасть
.
Все
время нужно
Казбек в акварельных тонах
Путевые заметки
художника
идти
.
Единственный
навигатор
,
который
в
течение
всего
восхождения
записывал
координаты
нашего
маршрута
,
дал
сбой
,
и
мы
оказались
в
затруднительном
положении
.
Около
часа
мы
бродили
туда
-
сюда
на
небольшом
пятачке
,
местами
туман
на
секунды
рассеивался
,
и
показывались
нечеткие
очертания
скал
.
Кто
-
то
из
команды
начал
подмерзать
,
так
как
рановато
снял
теплые
вещи
.
Все
-
таки
навигатор
нас
не
подвел
,
показал
верное
направление
,
и
,
наконец
,
мы
увидели
тропу
!
Пленэр
на
Казбеке
в
основном
осуществился
в
нашем
штурмовом
лагере
на
Метеостанции
(3600
м
),
во
время
акклиматизации
и
отдыха
.
После
дальних
переездов
задумываешься
над
более
легкими
по
весу
материалами
для
пленэра
.
Так
,
на
Казбек
было
решено
взять
с
собой
акварель
.
Хочется
вспомнить
выдающегося
советского
альпиниста
,
художника
и
скульптора
Евгения
Абалакова
,
совершившего
первовосхождения
и
многочисленные
освоения Памира
,
Тянь
-
Шаня
,
Кавказа
в
1930-1940-
е
гг
.
Вот
что
он
писал
в
своем
дневнике
из
оловоразведочной
экспедиции
на
Туркестанском
хребте
в
1935
году
: «5
июня
.
Утро
очень
теплое
и
ясное
.
Занялся
акварелью
.
Рисовал
долго
и
упорно
,
однако
остался
недоволен
:
получилось
робко
и
краски
не
те
.
А
акварель
сама
по
себе
очень
хороша
:
чуть
тронешь
кистью
–
и
уже
полна
звучного
цвета
.
Мое желание
как можно
ближе
подойти
к
цвету
природы
–
убило
цвет
акварели
.
Возможно
,
и
недосмотрел
.
Решил
лучше
познакомиться
с
самими
красками
,
и
тут
только
понял
,
до
чего
они
хороши
.
Но
как
ими
передать
краски
окружающей
природы
–
осталось
загадкой
».
И
действительно
,
после
масляных
красок
переход
на
акварельные
оказался
не
таким
уж
простым
.
Требуется
было
идти
в
связках
для
безопасности
,
потому
что
в
начале
маршрута
много
трещин
на Фирновом
плато
на
леднике
,
а
потом
начинаются
крутые
снежные
склоны
.
Когда
спустились
на
Фирновое
плато
–
попали
в
туман
,
видимости
вообще
не
было
,
и
мы
потеряли
тропу
.
Кругом
все
белое
–
как
будто
белая
пустыня
:
белый
снег
,
ведущий
в
бесконечность
,
и
такое
же
пространство
в небе
,
горизонта нет
.
Непонятно
,
куда